Ответить

 

Опции Статьи
Правовой аспект преподавания предмета «Православная культура» в светских учебных заведениях
Опубликовал LVP
23.11.2008
По умолчанию Правовой аспект преподавания предмета «Православная культура» в светских учебных заведениях

Согласно п.1. статьи 14 Конституции РФ, Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
В п.2 этой же статьи закреплено положение, согласно которого религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с этой статьей Российское государство религиозно нейтрально, принципиально не приемлет никакой из религиозных мировоззренческих систем в качестве официальной идеологии, в своей законотворческой деятельности и практической политике не исходит из предписаний какой-либо религии, предоставляя гражданам возможность свободно делать мировоззренческий или вероисповедный выбор. Согласно толкового словаря С.И. Ожегова слово светский, толкуется как не церковный, мирской или гражданский, но не антирелигиозный или атеистический.
В части статьи 14 Конституции, где указано, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и религиозные объединения отделены от государства, указывают на практические пути и гарантии обеспечения светского характера Российского государства, а в последствии реализации принципа светского государства для религиозных организаций детально закреплены в статье 4 Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.
В частности п.2 этой статьи гласит:
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство, в том числе:
- обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях закреплен в п. 4 статьи 2 Закона РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Суть светского характера образования состоит в том, что государственная и муниципальная система образования и воспитания не преследует цели формирования того или иного отношения к религии.
Светский характер образования означает:
1. Недопустимость в государственных и муниципальных учебных заведениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий.

2. Исключение, какого бы тот ни было вмешательства религиозных организаций в содержание и организацию учебного процесса в государственных и муниципальных учебных заведениях, недопустимость цензуры с их стороны программ, учебников, учебных пособий, соответствующих Образовательному стандарту.

3. Запрет на совершение в государственных и муниципальных учебных заведениях религиозных обрядов, мероприятий религиозного и миссионерского характера, любых форм религиозной пропаганды.

Однако светский характер образования не означает, что государство вообще не взаимодействует с религиозными организациями. В частности, в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозные организации имеют право обучать детей религии, вне рамок образовательной программы, по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и только при согласовании с администрацией этих же образовательных учреждений и соответствующими органами местного самоуправления. Также светский характер образования не означает ограничение возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся и студентов с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества, отдельных стран и народов. Эти знания необходимы современному образованному человеку для достижения высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.
Одновременно необходимо учитывать, что согласно статьи 2 Закона РФ «Об образовании», государственная политика в области образования основывается, в том числе и на принципе единства федерального культурного и образовательного пространства, на защите и развитии системой образования национальных культур, религиозных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. Это же положение закреплено и в Федеральном Законе от 10 апреля 2000 года «Об утверждении федеральной программы развития образования». А согласно статьи 44 Конституции РФ каждому гарантируется право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, а также на доступ к культурным ценностям.
Участие в культурной жизни предполагает реализацию возможностей каждого гражданина приобщаться к культуре, попасть в очаг её распространения, по-лучить соответствующее образование в различных институтах. Статья 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре даёт перечень таких ценностей, к ним относятся, в том числе нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты, национальные традиции, обычаи и т.д. Согласно преамбуле к Федеральному Закону «О свободе совести и религиозных объединениях», государством признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры. Таким образом, государство отдает дань уважения Православию – той вере, которая одухотворяла жизнь многих десятков поколений русских и являлась символом их национальной идентичности, внесла вклад в создание своеобразной, органически входящей в мировую, национальную культуры, в становление русской нации – основы современного общества.
В главе 3 «Угрозы национальной безопасности Российской Федерации» «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (утвержденной указом Президента РФ от 17 декабря 2000 года № 300), отмечается, что, в том числе и девальвация духовных ценностей, способствует усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации, одновременно в данной главе отмечается, что снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту коррупции и преступности, особенно ее организованных форм, а углубление кризиса в духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.
В главе 4 «Обеспечение национальной безопасности» «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», закреплено положение, согласно которого одной из задач, в области обеспечения национальной безопасности, является защита культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.
В соответствии со статьей 4 федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ, целями государственной политики в интересах детей, в том числе является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и миро-вой культуры.
Таким образом, изучая Православие (которое внесло особую роль в развитии российской культуры и самосознания российского народа) в историческом, философском и культурологическом планах, выполняется одна из задач в области обеспечения национальной безопасности, а также реализуется принцип государственной политики в области образования и в области достижения целей государственной политики в интересах детей, одновременно реализуется конституционное право граждан РФ на приобщение к русской культуре.
В данном случае необходимо провести четкое разграничение между изучением православной религии, что запрещено в рамках образовательного процесса в государственных и муниципальных образовательных учебных заведениях и получением знаний о Православии в историко-культурном, этнокультурном и информационном аспекте, не сопровождающимся совершением религиозных обрядов, что является реализацией права каждого на приобщение к русской культуре. В данном вопросе необходимо учитывать, что преподавание религиозно-познавательных, религиозных и религиозно-философских дисциплин, не включающих участие в религиозных обрядах, может входить в учебную программу государственных учебных заведений, так как носит светский характер. Министерство образования своим письмом от 22.10.2002г. № 14-52-87ин/16, довело до управлений образования субъектов РФ примерное содержание по учебному предмету «Православная культура», в соответствии с которым в рамках национально-регионального компонента (без участия в Православных обрядах) предлагается изучать: историю православной религии и культуры, православную словесность, православный образ жизни, нравственную культуру православия, художественную культуру православия и т.д..
3 июля 2006 года в Белгородской области был подписан и вступил в дейст-вие с момента опубликования закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образование в Белгородской области», в соответствии с которым в образовательных учреждениях Белгородской области на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в рамках регионального компонента государственных образовательных стандартов, вводится учебный предмет «Православная культура», который имеет культурологическую направленность и предполагает знакомство обучающихся с православной христианской картиной мира, обеспечивает научные знания учащихся о православии как традиционной национальной культуре в историко-культурном аспектах.
Одновременно необходимо знать, что давно прекратили свое действие все нормативные документы, которые регламентировали атеистическое воспитание и обучение детей в образовательных учреждениях.
Для определения характера изучения предмета «Православная культура», необходимо четко определить параметры различия между изучением Православия, как религии (что запрещено в рамках образовательного процесса в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и изучаются в Православных духовных семинариях и т.д.) и изучением Православия в историческом, философском и культурологическом планах, как это, например, отражено в предмете «Православная культура».

По целям:
Изучение Православной религии:
- внедрение Православной веры в сознание учащихся, ее укрепление, богопознание;
- конфессиональное самоопределение;
- обучение догматам и обрядам Православной религии, ее предписаниям и правилам поведения;
- как итог: воцерковление, воспитание верующей личности.
Изучение Православной культуры:
- вооружение учащихся научными знаниями о Православии как социальном явлении и явлении культуры, о ее месте в духовной жизни русского народа и личности;
-воспитание всесторонне развитой личности, обладающей высоким культур-ным потенциалом, широтой кругозора;
- как итог: воспитание мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.

По содержанию:
Изучение Православной религии:
- изучение священных книг;
- нормы и правила поведения;
- соединение обучения с богослужением;
- история церкви.

Изучение Православной культуры:
вероучение, истины веры, догматы Русской Православной Церкви - знания о Православии как о социальном явлении и явлении культуры (о ее природе, происхождении, историческом развитии);
- знания о роли Русской Православной Церкви в истории и культуре России;
- знакомство с Библией, как культурно-историческим памятником;
- знание об особенностях Православного вероучения, системах нравственных норм и ценностей;
- система нравственных и культурных предписаний, норм и ценностей;
- знания о свободомыслии и атеизме и их роли в духовной культуре отдельных народов.

По субъектам ответственности:
Изучение Православной религии:
- церковь, религиозные организации, руководящие органы, соответствующие отделы, епархиальные управления, приходы, религиозные фонды и т.п.

Изучение Православной культуры:
- государство в лице Министерства образования, др. министерств и ведомств, имеющих образовательные учреждения;
- органы образования субъектов РФ;
- муниципальные органы власти и их отделы образования.

По субъектам исполнения:
Изучение Православной религии:
- духовные учебные заведения (академии, семинарии и т.д.) для подготовки клириков, священно и церковнослужителей - государственные вузы всех типов;
- богословские университеты и институты для подготовки преподавателей религиозных дисциплин.
Изучение Православной культуры:
- Православные учебные заведения (гимназии, школы) для получения общего образования в сочетании с религиозным воспитанием; - государственные и муниципальные средние и средние специальные учебные заведения.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Изучение религии с включением в учебные программы участия в религиозных обрядах в рамках образовательной программы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях запрещено действующими законодательством, так как при этом нарушается принцип светского образования, который закреплён в Конституции РФ и в федеральном Законе «Об образовании», при этом нарушается право каждого на свободу совести (то есть право каждого, в том числе и на выбор религии), так как включение дисциплины в учебный процесс влечёт за собой обязательность её изучения и, соответственно, обязательное участие в религиозных обрядах не зависимо от желания обучающихся.

2. Согласно п.1 статьи 5 федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Реализуя это право, государство в соответствии с п.4 этой же статьи предоставляет религиозным организациям возможность обучать детей своей религии, но при наличии:
- просьбы родителей или лиц их заменяющих (по этому вопросу);
- согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учебных заведениях;
- наличия согласования между администрацией учебного заведения и соответ-ствующим органом местного самоуправления.
При этом обучать детей религии можно только вне рамок образовательной программы.
В данном случае при изучении религии религиозной организацией не нарушается принцип светского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, так как обучать детей религии (согласно Закона) религиозная организация может только вне рамок учебного процесса. И не нарушается закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», так как обучать детей религии религиозная организация может только при согласии детей и по просьбе родителей или лиц их заменяющих.

3. Изучение предмета «Православная культура» в рамках образовательных программ не является нарушением принципа светского образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и нарушением свободы совести каждого, так как в данном случае, изучая этот предмет, учащиеся не обязаны участвовать в религиозных обрядах, а получают религиозно-познавательную и религиозно-философскую информацию в целом, например: об истории Православной Церкви, о Православных праздниках, о Православной и русской религиозной философии и т.д. Изучение Православия в данном аспекте, не только не приводит к нарушению права каждого на свободу совести и вероисповеданий, но и реализует права граждан РФ на изучение русской культуры (в становлении и развитии которой Православие сыграло особую роль), а также приводит к выпол-нению одной из задач в области обеспечения национальной безопасности и в области достижения целей государственной политики в интересах детей. При изучении предмета «Православная культура» также практически реализуется принцип государственной политики в области образования в части защиты и развития системой образования национальных культур, и в части реализации свободы и плюрализма в образовании.

В.П.Лукин, помощник управляющего Белгородской и Старооскольской епархии по юридическим вопросам и внешнеэкономическим связям
  #1  
By Юлия Богер 12.01.2009, 11:25
По умолчанию

Светский характер образования означает:
1. Недопустимость в государственных и муниципальных учебных заведениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий.

Для определения характера изучения предмета «Православная культура», необходимо четко определить параметры различия между изучением Православия, как религии (что запрещено в рамках образовательного процесса в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и изучаются в Православных духовных семинариях и т.д.) и изучением Православия в историческом, философском и культурологическом планах, как это, например, отражено в предмете «Православная культура».

По целям:
Изучение Православной религии:
- внедрение Православной веры в сознание учащихся, ее укрепление, богопознание;

По содержанию:
Изучение Православной религии:
- изучение священных книг;
- нормы и правила поведения;
- соединение обучения с богослужением;
- история церкви.

Против ветра, конечно, не попрешь...
Но читаем внимательно, свои же слова.
Ответить с цитированием Быстрый ответ на это сообщение
  #2  
By LVP 13.01.2009, 15:13
По умолчанию

Уважаемая Юлия!
1.Прошу читать повнимательней. Законом запрещено изучение религии в государственных и муниципальных учебных заведениях, но изучение предмета "Православная культура" - это не изучение православной религии (см. последний абзац статьи).
2. Далее по Вашим замечаниям:
По целям:
Изучение Православной религии:
- внедрение Православной веры в сознание учащихся, ее укрепление, богопознание;

По содержанию:
Изучение Православной религии:

- изучение священных книг;
- нормы и правила поведения;
- соединение обучения с богослужением;
- история церкви.
Это все относится к изучению Православной религии.

Еще раз:
Изучение предмета "Православная культура":
По целям:
- вооружение учащихся научными знаниями о Православии как социальном явлении и явлении культуры, о ее месте в духовной жизни русского народа и личности;
-воспитание всесторонне развитой личности, обладающей высоким культур-ным потенциалом, широтой кругозора;
- как итог: воспитание мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.
По содержанию:
вероучение, истины веры, догматы Русской Православной Церкви - знания о Православии как о социальном явлении и явлении культуры (о ее природе, происхождении, историческом развитии);
- знания о роли Русской Православной Церкви в истории и культуре России;
- знакомство с Библией, как культурно-историческим памятником;
- знание об особенностях Православного вероучения, системах нравственных норм и ценностей;
- система нравственных и культурных предписаний, норм и ценностей;
- знания о свободомыслии и атеизме и их роли в духовной культуре отдельных народов.

С уважением,
Владимир Петрович
Ответить с цитированием Быстрый ответ на это сообщение
  #3  
By Юлия Богер 13.01.2009, 16:20
По умолчанию

Вчера же еще об этом и подумала, каюсь, видимо читала не слишком внимательно.
Тем не менее, эта тема сильно меня беспокоит, считаю преподавание подобных предметов, даже в виде "Изучения культуры" излишним, поскольку возможностей для злоупотреблений в этой области, а именно склонения к исповеданию православной религии - более чем достаточно.
При всей своей так называемой "светскости" наше государство все-таки старательно поддерживает и выделяет именно это вероучение. Поэтому и говорю, что против ветра не попрешь.
Ответить с цитированием Быстрый ответ на это сообщение
  #4  
By Семен Семеныч 13.01.2009, 19:13
По умолчанию

Уважаемый Владимир Петрович!
Эта тема имеет определенное своеобразие и актуальность. Не могли бы Вы пояснить такой вопрос. Меня, как юриста, интересует следующее. В соответствии с Конституцией все религии, исповедуемые на территории России, равны. Однако, имеется государственный нерабочий праздничный день Рождество. И не имеется нерабочий праздничный день Курбан-байрам или Ханука (если я не ошибся в написании). Правильно ли это?
Теперь собственно о возможности преподавания предмета "Православная культура".
Цитата:
Изучение предмета "Православная культура":
По целям:
- вооружение учащихся научными знаниями о Православии как социальном явлении и явлении культуры, о ее месте в духовной жизни русского народа и личности;
-воспитание всесторонне развитой личности, обладающей высоким культур-ным потенциалом, широтой кругозора;
- как итог: воспитание мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.
Разве православие является социальным явлением? Или явлением культуры? Может ли быть достигнута цель (воспитание терпимости), если в школе будет преподаваться только этот предмет? Или, в перспективе, в школе будут введены аналогичные предметы вроде "Культура буддизма", "Культура ислама", "Культура иудаизма"?
Не лучше ли ввести единый предмет вроде "Истории мировых религий", в рамках которого рассказывать детям обо всех религиях, делая упор на их мирных, созидательных началах? Может, это лучше послужит цели создания веротерпимого общества? К тому же, и информация о религиях будет более объективной. И, следовательно, дети лучше будут понимать национальные особенности своих соседей.
Последний раз редактировалось Семен Семеныч; 15.01.2009 в 10:35..
Ответить с цитированием Быстрый ответ на это сообщение
  #5  
By LVP 14.01.2009, 13:53
По умолчанию

Уважаемый Семен Семенович!
Спасибо за Ваши вопросы, но к сожелению в настоящее время не могу на них подробно ответить, так как нахожусь в командировке. Постараюсь ответить 22-23 января с.г.

С уважением,
Владимир Петрович
Ответить с цитированием Быстрый ответ на это сообщение
  #6  
By LVP 27.01.2009, 20:32
По умолчанию

Уважаемый Семен Семенович!
Отвечаю на Ваши вопросы (пока со вставками не разобрался, поэтому Ваши вопросы буду выделять курсивом).
В соответствии с Конституцией все религии, исповедуемые на территории России, равны. Однако, имеется государственный нерабочий праздничный день Рождество.
На мой взгляд, данный христианский праздник включен в разряд государственного нерабочего праздничного дня по следующим основаниям:
• преобладание в России христианских конфессий и деноминаций;
• один из символов возрождения России, в которой на протяжении многих веков данный праздник отмечался на государственном уровне;
• признание особой роли Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры (данное положение закреплено в преамбуле к федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997г. № 125-ФЗ).

И не имеется нерабочий праздничный день Курбан-байрам или Ханука
В субъектах России, где преобладают по численности и по традициям другие вероисповедания, там отмечаются соответствующие религиозные праздники. Например, в республике Татарстан официально на республиканском уровне отмечаются исламские праздники, в Бурятии – буддистские праздники, в регионах Севера и Дальнего Востока на местных уровнях отмечаются местные языческие праздники и пр. В связи с тем, что на территории России нет территориальных образований, на которой бы большинство жителей исповедовало бы иудаизм, то нет и иудейских праздников. Однако хотелось бы отметить, что одна из причин появления субботы как выходного дня – является дань иудаизму.

Разве православие является социальным явлением?
Социальным явлением является любое явление, которое оказывает заметное влияние на социальную жизнь. Например, падения Тунгусского метеорита нельзя назвать социальным явлением, так как это научно-историческое явление, однако, если бы метеорит упал бы в значимый населенный пункт, то это событие было бы значимым социальным явлением. Очевидно, что вероучение, которое создало российскую государственность, сформировало самосознание большинства российский народов, создало великую культуру, проявляет последовательный патриотизм, внесла гигантский вклад в защиту государства и т.д. - является в Рос-сии социальным явлением.

Или явлением культуры?
Как известно культура – эта система артефактов, т.е. искусственно созданных объектов. Достаточно посмотреть на православную архитектуру, живопись, музыку, литературу, историю, лингвистику и т.д., чтобы понять, что православие – это великая культура, которая является неотъемлемой частью мировой культуры, но именно в России исторически имеющее первостепенное значение.

Может ли быть достигнута цель (воспитание терпимости), если в школе будет преподаваться только этот предмет
Терпимость не возникает сама по себе, она возникает в результате соответствующего просвещения, воспитания и образования, и важно на какой идеологической, мировоззренческой и религиозной основе она находится. Христианство как мировоззрение основано на любви, в Евангелии сказано «Возлюби ближнего своего». Для христианства любой человек является ближним. Это дает наилучшую основу для воспитания терпимости и этого нет ни в одной другой религии. Именно поэтому в дореволюционной России не было религиозных войн.

Или, в перспективе, в школе будут введены аналогичные предметы вроде "Культура буддизма", "Культура ислама", "Культура иудаизма"
В вопросе об изучении на федеральном уровне культуры ислама, буддизма и пр. культур, необходимо исходить из разного их социального статуса и вклада в развитие страны. Считаю, что изучение православной культуры в России должно быть приоритетным (как приоритетным изучение ислама в республики Татарстан и буддизма в Бурятии и пр.). В большинстве регионов России безусловно доминирует православие и изучение на федеральном уровне православной культуры соответствует традициям российского общества. Хотелось бы отметить, что наиболее яркие противники изучения православной культуры делают это в интересах других религий, не традиционных для России.

К тому же, и информация о религиях будет более объективной.
В случае написания учебника по истории мировых религий, далеко не очевидно, что история каждой конкретной религии будет написана более объективно, чем в конкретных учебниках по каждой религии, вместе с тем в существующем учебнике «Православная культура» уже дается информация о культуре других религий.

Не лучше ли ввести единый предмет вроде "Истории мировых религий.
Известно, что в системе образования изучается как всемирная история, так и история отдельных стран и народов. Очевидно, что для России приоритетным является изучение российской истории, а не истории других стран, то же и в изучении православной культуры.

Более полную информацию по вышеуказанным вопросам можете получить в книги "Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества", автор священник А.Хвыля-Олинтер.
С уважением,
Владимир Петрович
Последний раз редактировалось Семен Семеныч; 27.01.2009 в 20:41.. Причина: удаление несогласованной ссылки
Ответить с цитированием Быстрый ответ на это сообщение
  #7  
By Семен Семеныч 27.01.2009, 21:11
По умолчанию

Уважаемый Владимир Петрович!
Цитата:
пока со вставками не разобрался, поэтому Ваши вопросы буду выделять курсивом).
Чтобы Вам было удобнее - выделяете отрывок текста, который хотите процитировать, нажимаете на правую часть "мышки", появляется меню. Выбираете в нем "копировать". Подводите курсор (стрелку) к окошку, в котором пишется сообщение. Нажимаете на правую часть "мышки" и в появившемся меню выбираете "вставить". Затем снова выделяете этот текст и нажимаете на картиночку вверху окошка рядом с улыбающейся мордашкой. Все - этот отрывок является цитатой.

Говоря о неравенстве статуса религиозных праздников, я хотел обратить Ваше внимание, что с точки зрения Конституции, в которой провозглашено равенство, налицо явное несоответствие. Я прекрасно понимаю основания, по которым праздник был объявлен государственным нерабочим праздничным днем. Возможно, с точки зрения самих оснований, это правильно. Но с точки зрения закона - это свидетельствует о неравенстве, т.е. о нарушении Конституции. Чтобы устранить это противоречие, есть два пути. Либо исключить его из числа государственных, либо включить в число государственных основные праздники иных конфессий.
Цитата:
Христианство как мировоззрение основано на любви, в Евангелии сказано «Возлюби ближнего своего». Для христианства любой человек является ближним.
Однако, сразу вспоминается история, в которой так много противоречащих этому утверждению событий. И Инквизиция, и обращение в христианство аборигенов Америки, Африки... Да и у нас Александр Невский защищал Русь от представителей этого мировоззрения, которые почему-то "любили" славян очень странною любовью. Вы не находите, что есть определенные противоречия между смыслом, вкладываемым в понятие "возлюбить ближнего" и реальными действиями?
Цитата:
Для христианства любой человек является ближним. Это дает наилучшую основу для воспитания терпимости и этого нет ни в одной другой религии. Именно поэтому в дореволюционной России не было религиозных войн.
Действительно, в дореволюционной России религиозных войн не было. Правда, были еврейские погромы и Кавказская война.
Цитата:
В большинстве регионов России безусловно доминирует православие и изучение на федеральном уровне православной культуры соответствует традициям российского общества. Хотелось бы отметить, что наиболее яркие противники изучения православной культуры делают это в интересах других религий, не традиционных для России.
Проблема, с моей точки зрения, как юриста, заключается в следующем. а) церковь отделена от государства, т.е. в любом случае, введение в общеобразовательных учреждениях любого предмета религиозного содержания вступит в противоречие с основным законом. б) приоритет одной конфессии над другой уже вступил в противоречие с провозглашенными конституционными нормами.
Думаю, если Вы считаете, что данный предмет все-таки должен быть, он может быть введен в школьный курс, но только на правах факультативного (по доброй воле ученика и при согласии родителей). ИМХО.
С уважением, Семен Семеныч
Ответить с цитированием Быстрый ответ на это сообщение
  #8  
By LVP 29.01.2009, 19:18
По умолчанию

Уважаемый Семен Семенович!
Большое спасибо за разъяснения по вставкам, теперь разобрался.

А теперь по Вашим замечания.

Цитата:
с точки зрения Конституции, в которой провозглашено равенство, налицо явное несоответствие.
Цитата:
Но с точки зрения закона - это свидетельствует о неравенстве, т.е. о нарушении Конституции.
С точки зрения закона неравенства нет, так как в соответствии с п. 7 статьи 4 ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» по просьбе любой религиозной организации соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями. 7 января объявлен нерабочим праздничным днем по просьбе Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Цитата:
либо включить в число государственных основные праздники иных конфессий.
Некоторые праздничные дни иных религиозных конфессий уже давно у нас являются нерабочими днями, например:
1 января – языческий праздник подземных богов;
8 марта – иудейский женский праздник Пурим;
1 мая – языческий праздник завершения Вальпургиевой ночи.
Не говоря уже о еженедельном выходном дне – суббота (иудейская тради-ция, как отмечалось выше).

Цитата:
Однако, сразу вспоминается история, в которой так много противоречащих этому утверждению событий. И Инквизиция, и обращение в христианство аборигенов Америки, Африки... Да и у нас Александр Невский защищал Русь от представителей этого мировоззрения, которые почему-то "любили" славян очень странною любовью.
Для ответа на этот вопрос, необходимо уточнить о каком христианстве идет речь? Для России – это Православие, которое сохранило истинное христианство. В Православии никогда не было инквизиций и массовых репрессий против иноверцев и аборигенов, поэтому данное замечание не имеет отношения к России. Указанные явления свойственны Католицизму и Протестантизму, которые являются отступлением от истинного христианства (что привело, в том числе и к нарушению принципа «любви»). С другой стороны, приписывать католические инквизиции всему христианству, такое же заблуждение, как приписывать зверства ваххабизма всему исламу.

Цитата:
Вы не находите, что есть определенные противоречия между смыслом, вкладываемым в понятие "возлюбить ближнего" и реальными действиями?
Никаких противоречий нет. Священное Писание – это Истина к которой надо стремиться, а следовать этой Истине человек не всегда может только по причине лично своей духовной слабости. Таким образом, только от воли человека зависит следование Истине.

Цитата:
Правда, были еврейские погромы
Еврейские погромы осуждались Православием, носили локальный характер и возникали по личным мотивам отдельных лиц.

Цитата:
Кавказская война.
Кавказская война возникла не по религиозным мотивам, там не было преследования мусульман или представителей других религий, мало того в Русской армии героически сражались мусульманские части.

Цитата:
Проблема, с моей точки зрения, как юриста, заключается в следующем. а) церковь отделена от государства, т.е. в любом случае, введение в общеобразовательных учреждениях любого предмета религиозного содержания вступит в противоречие с основным законом.
Полностью согласен, но преподавание предмета Православная культура не является преподаванием религии и не является преподаванием предмета религиозного содержания (отличию преподавания православной религии от преподавания православной культуры посвящена моя статья), в связи с чем и нет нарушений Закона. Если кратко, то религия это социальный институт в котором осуществляется сокральная (религиозная, духовная) деятельность (богослужения, обряды, таинства, священнодействия и пр.). При преподавании предмета Православная культура такой деятельности нет и быть не может.

Цитата:
если Вы считаете, что данный предмет все-таки должен быть, он может быть введен в школьный курс, но только на правах факультативного
Преподавание предмета Православная культура в школе не противоречит действующему законодательству.
Считаю, что без знания православной культуры каждый россиянин не сможет стать истинным гражданином и патриотом, не сможет понять культуру и историю собственного народа, а по своей значимости и вкладу в развитие России Православная культура достойна преподавания в основной сетке образовательных программ.


С уважением,
Владимир Петрович
Ответить с цитированием Быстрый ответ на это сообщение
  #9  
By Семен Семеныч 05.02.2009, 20:07
По умолчанию

Уважаемый Владимир Петрович!
Взял небольшой тайм-аут для осмысления и продолжения нашей дискуссии.
Ответить с цитированием Быстрый ответ на это сообщение
Ответить


Быстрый ответ

Сообщение:
Опции

Опции Статьи

Ваши права в разделе