Вы в аэропорту...
Опубликовал Олегыч
14.08.2009
По умолчанию Вы в аэропорту...

юрист Литвинов Игорь Олегович

Бывает, так складываются обстоятельства, что нам по рабочим нуждам необходимо слетать в командировку, или же провести выходные у друзей, живущих за тысячи километров от нас, или же провести долгожданный отпуск, не тратя время на длительную дорогу, и единственным видом транспорта, которой может нам помочь в этом, является авиатранспорт.
В этой статье мы рассмотрим наиболее частные и возможные нарушения наших прав на внутренних воздушных перевозках.

Итак, Вы решили воспользоваться услугами определенной авиакомпании. Основными нормативными правовыми актами в области воздушных перевозок пассажиров и багажа являются Воздушный кодекс РФ (далее – ВК РФ) и, разработанные в соответствии с Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.) и ВК РФ, Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее – Правила воздушных перевозок), утвержденные Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82.

Для начала определимся с понятием «перевозчик». Перевозчиком, в силу статей 61 и 100 ВК РФ, является гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта, а также осуществляющее воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты, и имеющее лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.

Вы прибыли в аэропорт заблаговременно, с учетом положений п. 81 Правил воздушных перевозок об окончании регистрации пассажиров и оформления багажа на рейсы в аэропорту не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию, и с ужасом обнаруживаете, что не можете найти билет. Что можно сделать в этой ситуации?

Вы можете обратиться к представителю авиакомпании-перевозчика, сообщить об утере билета и требовать оформления билета. Если перевозчик Вам отказывает в этом, то имеют место нарушения п. 69 Правил воздушных перевозок, и п. 1 ст. 102 ВК РФ.
Согласно ст. 105 ВК РФ и п. 44 Правил воздушных перевозок, договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа. На каждого пассажира оформляется отдельный билет, который может быть в бумажной или электронной форме (пункты 46 и 50 Правил воздушных перевозок). В соответствии с п. 78 Правил воздушных перевозок, пассажир допускается к перевозке при наличии билета, оформленного должным образом.
Таким образом, вроде бы отказ перевозчика правомерен, но в этой ситуации следует обратиться к п. 69 Правил воздушных перевозок, согласно которому при объявлении пассажиром, что билет утрачен либо неправильно оформлен, либо поврежден, то перевозчик обязан немедленно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира. Если будет установлено, что договор воздушной перевозки пассажира не был заключен, то билет признается недействительным и пассажир к перевозке не допускается. Если будет установлено, что договор воздушной перевозки пассажира действительно был заключен, то перевозчик принимает пассажира к перевозке в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира с соответствующим оформлением билета.
Более того, в соответствии со ст. 3 варшавской Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, и п. 70 Правил воздушных перевозок, отсутствие, неправильность или утеря проездного билета не влияют ни на существование, ни на действительность договора воздушной перевозки пассажира.

Предположим, Вы разрешили проблему утерянного билета мирным путем, и готовы идти на регистрацию, но оказывается, что Ваш рейс задерживается. Согласно пунктам 72 и 74 Правил воздушных перевозок, регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием, и в случае изменения расписания, перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.
Какие мы имеем права при задержке рейса и на что можем рассчитывать?

В соответствии с п. 226 Правил воздушных перевозок, Вы вправе отказаться от перевозки по причине отмены или задержки рейса, указанного в билете; выполнения рейса не по расписанию; по иным основаниям согласно п. 227 Правил воздушных перевозок, – вынужденный отказ. В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки в связи с нарушением сроков перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку (п. 235 Правил воздушных перевозок).
Вы также вправе, на основании ст. 108 ВК РФ и п. 236 Правил воздушных перевозок, добровольно отказаться от полета, при этом, если Вы уведомили перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки самолета, то Вам возвращается 100% уплаченной суммы, а если об отказе Вы уведомили позднее, то Вы также получите назад уплаченную сумму, но в размере не менее 75% от уплаченной суммы.
Предположим, Вам обязательно нужно лететь, и Вы не отказываетесь от полета, то в зависимости от сроков задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, перевозчик обязан бесплатно, на основании п. 99 Правил воздушных перевозок, организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
• предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
• два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
• обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
• обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;
• размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время;
• доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
• организация хранения багажа.
Таким образом, Вы вправе требовать от перевозчика осуществления всех указанных действий, а в случае его отказа, целесообразно будет упомянуть о позиции Верховного Суда РФ в отношении данного пункта Правил воздушных перевозок (Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2008 N ГКПИ08-1212, Определение Верховного Суда РФ от 02.09.2008 N КАС08-450), и о Вашем намерении оплатить не оказанные бесплатно перевозчиком обязательные услуги, и впоследствии обратиться в суд за защитой Ваших нарушенных прав.

Наконец, объявили о начале регистрации на рейс, и Вы уже возле стойки регистрации пассажиров и оформления багажа. Согласно пунктам 122, 123 Правил воздушных перевозок, пассажир имеет право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной перевозчиком нормы, в том числе вещей, находящихся при пассажире, но не менее чем десять килограммов на одного пассажира, а перевозчик обязан принять к перевозке багаж в пределах нормы бесплатного провоза.
В соответствии с п. 85 Правил воздушных перевозок, при регистрации пассажиров и оформлении багажа пассажир обязан предъявить для взвешивания весь багаж, предназначенный для перевозки, кроме вещей, указанных в п. 135 Правил воздушных перевозок, к которым относятся: дамская сумочка или портфель; папка для бумаг; зонтик; трость; букет цветов; верхняя одежда; печатные издания для чтения в полете; детское питание для ребенка во время полета; телефон сотовой связи; фотоаппарат; видеокамера; портативный компьютер; костюм в портпледе; детская люлька при перевозке ребенка; костыли, носилки или кресло-коляска при перевозке пассажира с ограниченной подвижностью.
Таким образом, Вы вправе провозить указанные вещи в салоне самолета, сверх нормы бесплатного провоза багажа, которые не предъявляются для взвешивания, не подлежат оформлению и не маркируются бирками.

Необходимо помнить, что после регистрации пассажира и оформления багажа, обязанности по сохранности зарегистрированного багажа возлагаются на перевозчика, в соответствии с п. 88 Правил воздушных перевозок.
Поэтому, нужно внимательно отнестись к оформлению багажа, положения которого закреплены в пунктах 86 и 87 Правил воздушных перевозок, согласно которым перевозчик обязан указать в багажной квитанции, являющейся частью билета, удостоверяющей прием к перевозке багажа, количество мест и/или вес багажа, а также при оформлении багажа пассажиру выдается часть (отрывной талон) номерной багажной бирки, а другая часть прикрепляется к каждому месту багажа, принятого перевозчиком к перевозке под ответственность перевозчика за сохранность этих вещей с момента их сдачи пассажиром до момента выдачи пассажиру (далее - зарегистрированный багаж). Не следует забывать и про п. 131 Правил воздушных перевозок, согласно которому, вес одного места зарегистрированного багажа не должен превышать 50 килограммов, поэтому заранее побеспокойтесь о весе Вашего багажа, распределив вещи согласно положениям этого пункта.
Также Вы вправе на основании п. 126 Правил воздушных перевозок, объявить ценность своего зарегистрированного багажа, которая объявляется для каждого места багажа в отдельности, но за перевозку багажа с объявленной ценностью взимается плата, размер которой устанавливается перевозчиком.

Предположим, Вы успешно прошли регистрацию на рейс, оформили багаж, совершили полет и благополучно приземлились в аэропорту назначения. Теперь Вам предстоит получить зарегистрированный багаж сразу после его предъявления к выдаче на основании багажной квитанции и отрывного талона номерной багажной бирки, согласно п. 147 Правил воздушных перевозок.
Однако, если Вы не можете найти и предъявить багажную квитанцию или отрывной талон номерной багажной бирки, то это не повод для отказа перевозчика в выдаче Вашего багажа, поскольку согласно п. 149 Правил воздушных перевозок, перевозчик может выдать багаж пассажиру при условии предъявления пассажиром доказательств своих прав на этот багаж.
Если же Вы не обнаружили свой багаж в месте выдачи, то перевозчик, согласно ст. 119 ВК РФ, несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза: в случае объявленной ценности – в размере объявленной ценности; без объявления ценности – в размере их стоимости, но не более 600 рублей за килограмм веса багажа или груза; за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире – в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления – в размере не более чем 11 000 рублей.
При выявлении Вами недостачи или повреждении (порчи) багажа, перевозчик по вашему требованию обязан составить коммерческий акт, который будет являться основанием для имущественной ответственности перевозчика, согласно п. 1 ст. 124 ВК РФ. Необходимо помнить, что в силу п. 3 ст. 124 ВК РФ, предусмотрен обязательный претензионный порядок разрешения споров с перевозчиком, в случае нарушения последним договора перевозки пассажира или груза. Претензия к перевозчику предъявляется в течение 6 месяцев в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения, при этом отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска.

И напоследок, хочу отметить такой, не очень приятный момент для пассажира, как ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения. Согласно ст. 120 ВК РФ, за просрочку перевозчик уплачивает штраф в размере 25 рублей за каждый час просрочки, но не более чем 50% от провозной платы, что несоизмеримо меньше 3% за каждый час просрочки, согласно п. 5 ст. 28 Закона РФ о защите прав потребителей.

Совершенствуйте свои знания об авиаперевозках, защищайте свои права законными способами, и удачных Вам полетов!

Метки
аэропорт, багаж, задержка рейса, права


Быстрый ответ

Сообщение:
Опции

Опции Статьи

Ваши права в разделе