Ответить

 

Опции темы
Старый 14.10.2010, 15:30   #1
Карира
Пользователь
 
Аватар для Карира
 
Регистрация: 11.06.2009
Адрес: Россия / Москва и Московская обл. / Щелково
Сообщений: 649
Благодарности: 8
Поблагодарили 148 раз(а) в 143 сообщениях

Обратиться по нику
Цитата выделенного
По умолчанию Правомерно ли предоставление земельного участка?

Уважаемые коллеги, помогите советом
В 1990 году гражданке, как доярке совхоза, предоставлялся в пользовани земельный участок - на руках имеется выписка из приказа по совхозу (самого приказа в архиве не имеется). Далее в 1996 году глава сельской администрации выносит постановление о перерегистрации права пользования земельным учаском на право собственности под ЛПХ. Свидетельство не выдается. В настоящее время клиентка установила границы земельного участка, но регистрационная служба по "дачной амнистии" отказывает в регистрации права собственности, так как глава сельской администрации в 1996 году был не уполномочен выносить вышеуказанное постановление. Предоставление земельного участка в собственность должно было осуществляться Главой администрации района (имеется соответствующий нормативно-правовой акт этой администрации от 1995 года). Может кто-то подскажет законодательство (на федеральном уровне), на основании которого глава сельской администрации все-таки был уполномочен на такие действия?! Или какую-то иную позицию по делу. Наша же позиция состоит в том, что глава сельской администрации не предоставлял, а всего лишь перерегистрировал право пользования на право собственности. Но что-то суд этого не слышит!
 
В Минюст Цитата Спасибо
Старый 14.10.2010, 21:50   #2
Муниципал
Пользователь
 
Аватар для Муниципал
 
Регистрация: 02.09.2009
Адрес: Россия / Саратовская обл. / Саратов
Сообщений: 223
Благодарности: 1
Поблагодарили 39 раз(а) в 38 сообщениях

Обратиться по нику
Цитата выделенного
По умолчанию

Помоему
Цитата:
Сообщение от Карира Посмотреть сообщение
на руках имеется выписка из приказа по совхозу
этого достаточно для регистрации в ЕГРП права на ЗУ
 
В Минюст Цитата Спасибо
Старый 16.10.2010, 01:12   #3
rybin_av
Заблокированный пользователь
 
Аватар для rybin_av
 
Регистрация: 28.11.2009
Сообщений: 3,779
Благодарности: 33
Поблагодарили 1,305 раз(а) в 1,220 сообщениях

Обратиться по нику
Цитата выделенного
По умолчанию

Карира, попробуйте использовать нормы закона РФ от 06 июля 1991 №1550-1 "О местном самоуправлении в РФ":
Статья 51. Полномочия поселковой, сельской администрации в области сельского хозяйства, использования земли, охраны природы

Поселковая, сельская администрация:
1. предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса), переданных в ведение поселкового, сельского Совета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

2. регистрирует права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и договоры их аренды;
3. организует ведение земельного кадастра;
4. планирует использование земель, находящихся в ведении Совета;
5. организует разработку и осуществление генеральных планов, проектов планировки и застройки поселков, сельских населенных пунктов;
6. согласовывает изъятие и предоставление земель, осуществляемые вышестоящими органами;
7. взимает плату за землю;
8. осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель;
9. защищает права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;
10. разрешает в пределах своей компетенции земельные споры;
11. контролирует на своей территории соблюдение природоохранительного законодательства, соблюдение правил охоты, рыбной ловли, сбора дикорастущих растений, плодов, ягод и другого;
12. информирует население об экологической обстановке, принимает в случае стихийных бедствий и аварий меры по обеспечению безопасности населения; сообщает в соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании;
13. принимает в соответствии с законодательством решения о наложении штрафов за ущерб, причиненный природной среде.

Однако не хорошо, что "Свидетельство не выдается.", т.к. в соответствии с указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. №1767:
3. Каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю (далее именуется свидетельство), которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.
Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли - продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.
Утвердить прилагаемую форму свидетельства на право собственности на землю.
При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. При купле - продаже земельных участков и в других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдается указанным комитетом на основании договора купли - продажи (купчей) или иных документов, подтверждающих переход права собственности на землю.
Государственные акты и свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, выданные до вступления в действие настоящего Указа, являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности, и имеют равную законную силу со свидетельством, предусмотренным настоящим пунктом.
Граждане, получившие участки в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды у физических лиц, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с действующим законодательством.
Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу настоящего Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными.
 
В Минюст Цитата Спасибо
Старый 16.10.2010, 09:32   #4
Liga
Пользователь
 
Аватар для Liga
 
Регистрация: 27.05.2009
Сообщений: 480
Благодарности: 11
Поблагодарили 106 раз(а) в 104 сообщениях

Обратиться по нику
Цитата выделенного
По умолчанию

Были ли сделаны какие-то записи сельской Администрацией о предоставлении участка в похозяйственной книги этой деревни (села)?
 
В Минюст Цитата Спасибо
Старый 16.10.2010, 21:56   #5
rybin_av
Заблокированный пользователь
 
Аватар для rybin_av
 
Регистрация: 28.11.2009
Сообщений: 3,779
Благодарности: 33
Поблагодарили 1,305 раз(а) в 1,220 сообщениях

Обратиться по нику
Цитата выделенного
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Муниципал Посмотреть сообщение
Помоему этого достаточно для регистрации в ЕГРП права на ЗУ
В этом казусе содержится два вопроса о компетенции:
1. вправе ли бы совхоз (госпредприятие) в 1990 году предоставить (государственную) землю своей работнице?
2. вправе ли был глава сельской администрации в 1996 году передать в собственность участок его фактическому владельцу - гражданке, бывшей прежде работницей совхоза?
Все было бы хорошо, если бы не это:
закон РСФСР от 23 ноября 1990 года №374-1 О земельной реформе:
Статья 1. Земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. В ходе реформы осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю в порядке, установленном законодательством РСФСР.
Проведение земельной реформы возлагается на местные Советы народных депутатов, Государственный комитет РСФСР по земельной реформе совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР с участием других заинтересованных министерств и ведомств.
<...>.
Статья 2. В соответствии с Конституцией РСФСР земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием народов, проживающих на соответствующей территории. Владение, пользование и распоряжение указанными природными богатствами регулируются законами РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.
Земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции предоставляются государством в пользование, владение или собственность. Изъятие земельных участков, за исключением случаев, установленных законодательством РСФСР, не допускается.
Государство содействует развитию всех форм сельскохозяйственного производства: колхозов, совхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций, подтверждает многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности. Монополия государства на землю на территории РСФСР отменяется.
Исходя из общественных интересов, государство может устанавливать предельные размеры земельных участков. Землепользователи обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.
Статья 4. В собственность граждан могут передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. На этих земельных участках собственник вправе возвести жилой дом и хозяйственные постройки.
<...>.
Статья 5. Колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могут передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.
Каждый член коллектива при выходе из него с целью организации крестьянского хозяйства имеет право получить свою долю в виде земельного участка.
Статья 6. Для строительства дач, гаражей, а также индивидуальной предпринимательской деятельности и иного, не запрещенного законом использования, земельные участки предоставляются гражданам в пожизненное наследуемое владение либо пользование, в том числе аренду.
Статья 7. До юридического оформления земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование, в том числе в аренду, в соответствии с действующим законодательством, за гражданами, которым земельные участки были предоставлены для <...> личного подсобного хозяйства, <...> сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками.
За предприятиями, учреждениями и организациями ранее установленное право пользования земельными участками сохраняется до 1 февраля 1993 года.
Статья 8. При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производится Советами народных депутатов за плату и бесплатно.
<...>.
Для ведения личного подсобного хозяйства земельные участки передаются в собственность граждан бесплатно в пределах норм, устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.
Статья 9. Приобретение земельных участков в собственность осуществляется через Совет народных депутатов, на территории которого расположен земельный участок.
<...>.
Статья 15. Местными Советами народных депутатов для рассмотрения вопросов, связанных с земельными отношениями, создаются депутатские земельные комиссии, работающие в тесном взаимодействии с местными органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе.
Статья 16. Земельная реформа проводится поэтапно. На первом этапе осуществляется закрепление за местными Советами народных депутатов прав по распоряжению землей. Одновременно происходит уточнение административных границ, выявление потребности в земле граждан, предприятий, учреждений и организаций, формирование специального фонда земель для их последующего перераспределения, установление ставок земельного налога и цены земли.
На втором этапе местными Советами народных депутатов и органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе осуществляется передача и закрепление земель в собственность, пользование, в том числе в аренду, владение гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям в соответствии с законодательством РСФСР.

После прочтения этого закона возникает закономерный вопрос - на каком основании совхоз распоряжался государственной землей, если это не входило в его полномочия? Из текста закона (очень неряшливого в юридическом смысле) в общем-то следует, что распоряжаться землей были уполномочены Советы нардепов.
Согласитесь, что понятие совнардеп не тождественно понятию совхоз
 
В Минюст Цитата Спасибо
Старый 17.10.2010, 10:15   #6
rybin_av
Заблокированный пользователь
 
Аватар для rybin_av
 
Регистрация: 28.11.2009
Сообщений: 3,779
Благодарности: 33
Поблагодарили 1,305 раз(а) в 1,220 сообщениях

Обратиться по нику
Цитата выделенного
По умолчанию

Карира, примерно аналогичную Вашей ситуацию нашел в обзоре Химкинского горсуда:
При разрешении спора о выделе земельного участка и определении его границ, признании права собственности суд, при постановлении в 2009г. 3-его решения по делу, столкнулся со следующим затруднением.
Б. и С. обратились в суд с иском о признании права собственности на земельный участок. В обоснование требования они сослались на то, что:
- Б. принадлежат 8/18 долей домовладения №00 в дер.наименование, Химкинского района Московской области на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 00.00.1989г.,
- С. - 11/72 долей домовладения на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 00.00.2000г.,
- Б. – 1/4 доли на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 00.00.1982г.,
- Ж. - 11/72 доли на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 00.00.2004г. - после смерти Ж., наследницы С.
Согласно приказа по совхозу «Путь к коммунизму» №00-з от 00.00.1988г. за ним – Б. и за С. (матерью С. и Ж.) был закреплен земельный участок за каждым площадью по 0,075га в дер. наименование, д. 62, в мае 1994г. он Б. и С. (мать С. и Ж.) обратились в Администрацию Новоподрезковского поссовета с заявлениями о передаче им в собственность в порядке приватизации находящихся у них в пользовании земельных участков, и Постановлением Главы Администрации Новоподрезковского поссовета № 00 от 00.00.1994г. за домом № 00 в дер. наименование был закреплен земельный участок размером 1800 кв.м (т.е. дополнительно к уже имеющемуся у дома участку размером 1500 кв.м. был дополнительно присоединен участок площадью 300 кв. м ).
Как указали Истцы, Б., являясь собственником доли дома, но, не имея земли при нем, самостоятельно не обращался в Администрацию Новоподрезковского поссовета с заявлением о закреплении за ним земельного участка, хотя бы для обслуживания его части дома, и учитывая сложившуюся ситуацию, администрация Новоподрезковского поссовета по собственной инициативе присоединила к дому дополнительно 300 кв.м. для Борисова Б.П.
Как пояснил Б., ни он, ни С. не возражали, чтобы этот дополнительный учас­ток был выделен Б.
Также данным постановлением был определен порядок пользования земельным участком и закреплено по праву собственности в результате приватизации: за С. - 646 кв.м; за Б. - 618 кв.м; за Б. - 246 кв.м, при этом земельный участок площадью 290 кв.м. был передан Б., Борисову Б.П. и С. в общую совместную собственность.
Свое требование Б. и С. также обосновывали тем, что 22.12.1994г. Администрация Новоподрезковского поссовета приняла Постановление №000, согласно которому за домом №00 дер.наименование, Химкинского района был закреплен земельный участок площадью 2384 кв.м.
Указанное постановление было принято на основании заявлений Б. и С. о передаче им в собственность земельных участков за плату.
Указанным постановлением ему – Б. был передан земельный участок площадью 339 кв.м. по нормативной цене за 1 кв.м. 378 рублей, а С. - 245 кв.м., при этом за домом был закреплен земельный участок площадью 2384 кв.м.
По мнению стороны Истцов, закрепляя за домом земельный участок размером 2384 кв.м, Администрация Новоподрезковского поссовета исходила из следующих долей каждого совладельца:
- Б. - 1089 кв.м (750 кв.м на основании приказа совхоза «Путь к коммунизму» №122-з от 25.03.88г. + 339 кв.м переданных за плату из земель Администрации );
- С. - 995 кв.м (750 кв.м на основании приказа совхоза «Путь к коммунизму» № 122-з от 25.03.88г. + 245 кв.м переданных за плату земель Администрации);
- Б. - 300 кв.м на основании постановления Администрации Новоподрезковского поссовета № 000 от 00.00.1994г.
Ссылаясь на то, что зарегистрировать право собственности на земельные участки на основании вышеприведенных постановлений Б. и С. (правопредшественник С.) не смогли из-за препятствий со стороны Б., Истцы (в том числе и С. (наследник С.) просили суд:
- признать за Б. право собственности на часть земельного участка, расположенного по адресу: г.о. Химки, мкрн. Подрезково, квартал Кирилловка, д. 62, в размере 1086 кв.м.,
- признать за С. право собственности на часть земельного участка по указанному выше адресу, в порядке наследования по закону после смерти С., площадью 489,75 кв.м.,
- выделить в совместную собственность Б. и С. земельный участок площадью 1575,75 кв.м., прекратив право совместной собственности на земельный участок.
Отменяя постановленное по делу в 2008г. судебное решение, судебная коллегия Московского областного суда указала, что суд первой инстанции не установил, имеется ли в настоящее время в натуре участок площадью 2384 кв.м.
Согласно экспертному заключению от 12.12.2005г. на момент проведения экспертизы в 2005г. общая площадь земельного участка составляла 2270 кв.м.
Таким образом, при рассмотрении данного спора возникло затруднение: назначать ли по собственной инициативе судебную строительно-техническую экспертизу для определения границ земельного участка, исходя из площади, равной 2384 кв.м. (в случае, если ни одна из сторон о назначении такой экспертизы не ходатайствует), запрашивать ли сведения о правообладателях смежных со спорным земельных участках (при том, что стороны не заявляли спор по смежным границам), и в случае, если бы площадь земельного участка в существующих (на момент рассмотрении спора) границах составила менее 2384 кв.м., каким образом производить выдел земельных участков, если площадь выделяемых участком связана с ранее вынесенными Постановлениями органа местного самоуправления.

Обратите внимание, что у судов первой и кассационной инстанции не возникло сомнений относительно правомерности постановления администрации поселкового совета о закреплении земли, равно как и не возникло сомнений относительно правомерности закрепления земли за гражданами приказом совхоза (правда от 1984 г. - это требует дополнительного осмысления, хотя осмысление актов советской власти всегда затруднительно вследствие антиправового характера этой власти).
 
В Минюст Цитата Спасибо
Старый 17.10.2010, 15:12   #7
Карира
Пользователь
 
Аватар для Карира
 
Регистрация: 11.06.2009
Адрес: Россия / Москва и Московская обл. / Щелково
Сообщений: 649
Благодарности: 8
Поблагодарили 148 раз(а) в 143 сообщениях

Обратиться по нику
Цитата выделенного
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Liga Посмотреть сообщение
Были ли сделаны какие-то записи сельской Администрацией о предоставлении участка в похозяйственной книги этой деревни (села)?
Имеется архивная справка, в которой говорится, что в похозяйственных книгах деревни Х значится моя доверительница в качестве главы хозяйства и в разделе "земля..." имеются записи: на 01.01.1997-01.06.2002 года - 0, 06 га, а на 01.06.2003 года- 01.06.2006 года - записей нет. Суд почему-то сразу заинтересовался тем, что на 01.06.2003 года-01.06.2006 года - записей нет.
Хотела еще добавить, что налог на землю оплачен по сегодняшний день (приходят квитанции из налоговой, а ранее из сельского совета).
 
В Минюст Цитата Спасибо
Старый 17.10.2010, 15:18   #8
Карира
Пользователь
 
Аватар для Карира
 
Регистрация: 11.06.2009
Адрес: Россия / Москва и Московская обл. / Щелково
Сообщений: 649
Благодарности: 8
Поблагодарили 148 раз(а) в 143 сообщениях

Обратиться по нику
Цитата выделенного
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Муниципал Посмотреть сообщение
Помоему этого достаточно для регистрации в ЕГРП права на ЗУ
На практике, в Мытищинском отдела регистрационной службы, да и в суде, сейчас сложилась такая обстановка, что на основании приказов совхоза не регистрируют право на землю, а суд, соответственно, отказывает в признании права собственности на землю на основании всего лишь приказа по совхозу.
 
В Минюст Цитата Спасибо
Старый 17.10.2010, 16:41   #9
Liga
Пользователь
 
Аватар для Liga
 
Регистрация: 27.05.2009
Сообщений: 480
Благодарности: 11
Поблагодарили 106 раз(а) в 104 сообщениях

Обратиться по нику
Цитата выделенного
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Карира Посмотреть сообщение
Имеется архивная справка, в которой говорится, что в похозяйственных книгах деревни Х значится моя доверительница в качестве главы хозяйства и в разделе "земля..." имеются записи: на 01.01.1997-01.06.2002 года - 0, 06 га, а на 01.06.2003 года- 01.06.2006 года - записей нет.
А почему нет записей?
Если бы они были, то, я так понимаю, что на основании выписки из похозяйственной книге можно было бы зарегистрировать право собственности в Росреестре.
 
В Минюст Цитата Спасибо
Старый 17.10.2010, 20:46   #10
Карира
Пользователь
 
Аватар для Карира
 
Регистрация: 11.06.2009
Адрес: Россия / Москва и Московская обл. / Щелково
Сообщений: 649
Благодарности: 8
Поблагодарили 148 раз(а) в 143 сообщениях

Обратиться по нику
Цитата выделенного
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Liga Посмотреть сообщение
А почему нет записей?
Если бы они были, то, я так понимаю, что на основании выписки из похозяйственной книге можно было бы зарегистрировать право собственности в Росреестре.
Пока для меня остается загадкой отсутствие записей за 2003-2006 год в похозяйственной книге.
 
В Минюст Цитата Спасибо
Ответить


Быстрый ответ

Сообщение:
Опции


Ваши права в разделе