Количество сбитых пешеходов превышает в России все мыслимые пределы. На днях в этом процессе поучаствовал даже сотрудник московской милиции, налетев сразу на четверых граждан на тротуаре на Чонгарском бульваре. Улучшит ли печальную статистику повышение административных штрафов, которое в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2009 N 86-ФЗ произойдет с 23 мая 2009 года?
В числе наиболее значимых санкций, безусловно, следует назвать повышение штрафа для тех водителей, которые не уступают дорогу пешеходам, - со 100 до 800-1000 рублей, и для тех, кто нарушает правила перевозки людей (в частности, не использует детское кресло), – со 100 до 500 рублей. Штраф для пешеходов-нарушителей (а также для мопедистов и велосипедистов) увеличен ненамного – со 100 до 200 рублей.
Наказуемы теперь станут остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе (за исключением вынужденной остановки) – за это нарушение грозит штраф в размере 300 рублей. Незаконная перевозка людей вне кабины автомобиля будет наказываться штрафом в размере от 500 до 700 рублей (сейчас от 100 до 300).
«Пешеходный» вопрос в нашей стране настолько больной, что, наверное, это тот редкий случай, когда повышение штрафов следует признать обоснованным. И заявления некоторых автомобилистов о том, что это очередная «кормушка» для ГИБДД, в данной ситуации вряд ли звучат убедительно. Дорожные штрафы как были такой «кормушкой», так и остались – в этой сфере никаких значительных изменений, к сожалению, пока не произошло. Но если есть надежда, что несколько тысяч людей только благодаря угрозе штрафа останутся живы и здоровы, то какая, собственно, разница, в чей карман этот штраф может попасть?
Сегодня важно выработать у водителей привычку относиться к пешеходу как к лицу, имеющему абсолютное преимущество на дороге.
Сказанное звучит спорно – ведь пешеход также обязан подчиняться правилам. Это так, в связи с чем хочется заметить, что штрафы для граждан можно было бы повысить и посущественнее (ведь эта сторона зачастую сама нарушает правила поведения на дороге). Но наказывать пешехода – это прерогатива исключительно представителя власти. Водителю же следует пропустить человека просто потому, что он беззащитен перед машиной. Иной подход означал бы, что виноватого пешехода можно давить с чистой совестью…
Привычка уступать уже давно существует у водителей во многих странах мира, и никаких особенных проблем с движением в связи с этим не возникает. Такая привычка – гарантия безопасности для пешеходов, ведь если водитель морально готов притормозить всегда, а не только в последнюю минуту перед наездом, шансов избежать аварии значительно больше.
Еще один плюс привычки – формирование коллективного сознания водителей. Человеку значительно проще придерживаться норм, соблюдаемых всеми, нежели норм, хоть и установленных законом, но всеми нарушаемых. Это правило ярко проявляется за границей, где невоспитанный российский автомобилист чинно стоит вместе со всеми, пропуская людей, а невоспитанный российский пешеход терпеливо ждет вместе со всеми разрешающего сигнала светофора.
Отметим, что подобная привычка уже вырабатывается у части водителей. Теперь осталось этот процесс закрепить. Будем надеяться, что повышение штрафов в этом поможет.
Теперь о возможных проблемах с ГИБДД. Как правильно уступать, чтобы не попасть под штраф? Согласно ПДД требование «уступить дорогу» означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Формулировочка, прямо скажем, неконкретная. В Москве есть немало мест, где пешеходы идут сплошным потоком. Можно ли доброму, вежливому водителю пропустить ближайших к нему людей и, поймав момент, пересечь переход? Или он должен остановиться и ждать, пока на «зебре» не останется ни одного пешехода (тогда он точно будет в таких местах ждать до ночи).
Другой вопрос: уступать нужно, когда пешеход подходит к переходу или когда он уже начинает идти? Ведь нередко нерегулируемые переходы нарисованы в таких местах, где в силу особенностей движения бывает высокая скорость потока. Пешеход, если он трезвый, при виде несущихся машин на такую «зебру» ступить не решается, поэтому тормозить бесполезно – он все равно не пойдет.
Следовательно, организацию таких переходов надо как-то конструктивно менять – либо принудительно тормозить весь поток с помощью светофоров или «лежачих полицейских», либо вообще убирать «зебры» с таких мест.
Эти и, возможно, другие вопросы, требуют решения и разъяснения со стороны блюстителей порядка, чтобы хорошее начинание в самом деле не обернулось головной болью для добросовестных водителей.
И последнее, на что хочется обратить внимание. Комментируя данные нововведения, многие СМИ пишут о том, что штрафовать будут только за непредоставление преимущества пешеходам на «зебре». Это не совсем так. Штраф по ст. 12.18
КоАП РФ налагается за невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении. А ПДД требует от водителя пропускать пешеходов не только на «зебре». Например, при повороте направо или налево нужно пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть дороги, на которую водитель поворачивает; при приближении к стоящему автомобилю с включенной «аварийкой» и знаком "Перевозка детей" нужно при необходимости пропускать детей и т. д.
***
Мария Мошкович,
"эж-Юрист"
«Закония» в соц. сетях