Преступность и власть
Изучение состояния данной проблемы в плане развития человеческой цивилизации достаточно четко подтверждает тезис о том, что преступность и власть - власть и преступность – это две стороны одной медали, суть которой заключается в несовершенстве социума как такового и людей, его образующих.
Действительно, если взять за основу рассмотрения и анализа проблемы власти ее человеческую природу, то оказывается, что как она, так и преступность, – определенные формы отклонений в поведении людей. Разница состоит в том, что преступность – это только негативная форма девиации, а власть может иметь отклонения и со знаком «+». Однако вероятность такого варианта на практике намного ниже, чем в теории. Тем более, что определенное противопоставление избитых тезисов типа «власть притягивает к себе уже испорченных людей» или «уже испорченные люди всеми силами стремятся попасть во власть», следует заменить дихотомией: и «испорченные люди чаще всего рвутся во власть», и «власть чаще всего портит людей, вошедших в нее».
Известно также, что с философской точки зрения власть по своей сущности, по крайней мере, аморальна, и чем выше ее уровень, тем более проявляются эти ее негативные качества, стороны, составляющие. Когда один человек (особенно) или группа людей получают возможность распоряжаться судьбами других людей, то рано или поздно они (он) попадают в такое положение (или их ставят в него другие люди, обстоятельства и т.п.), при котором не нарушить закон, не говоря уже о морали, невозможно.
Такое положение присуще фактически всем уже известным человечеству формациям, общественно–государственным структурам, что и закономерно: недаром еще несколько столетий назад было сформулировано высказывание (я бы сказал – аксиома) о том, что «демократия – это худшая форма государственного устройства, но, к сожалению, ничего лучшего человечество еще не придумало…». Полагаю, что рубаи великого философа, ученого и просто мудрого человека, написанная почти тысячу лет назад, хорошо иллюстрирует и четко подтверждает предыдущее высказывание: «… что может на свете быть слаще вина: женщины, лошади, власть и война» (О. Хайам). Подчеркнем, что суть проблемы изменилась за прошедшие века незначительно: разве что «лошадей» потеснили роскошные автомобили, яхты, самолеты и т.д.
Соответствующая ситуация, на наш взгляд, имеет свое специфическое выражение в государствах, подобных России, которые не имея достаточного переходного периода своего развития, например, в стадии капитализма, почти сразу же от крепостного (а в нашей стране по сути от «рабовладельческого») строя попытались «шагнуть» прямо в «демократический» капитализм (или, как вариант, в «суверенную» демократию). Если в плане экономическом, техническом и т.п. такой переход теоретически и возможен (да и то с целым рядом условий и оговорок), то в плане социальном, нравственном, культурологическом, политическом и правовом – вряд ли (по крайней мере – практически), что мы и наблюдаем в истории нашей страны с 1917 года.
Результат: не сумев, в т.ч. и по уже указанным выше причинам, построить «социализм», мы никак не можем строить и капитализм (тем более с желаемым уровнем демократии). Возможно, нас ожидает какой – либо «третий» (чисто российский!?) путь развития. Однако история пока не знает подобных, тем более «положительных», примеров. Более того, если исходить из достаточно общепринятого на сегодняшний день тезиса о несовершенстве, в первую очередь, человеческой сущности и невозможности в обозримом будущем изменить ее в лучшую сторону (тем более еще вопрос, а нужно ли это делать, т.к. останется ли в этом случае Человек – Человеком!, или речь будет уже идти об обществе совершенно иных существ), то иного и ожидать, а тем более планировать, не стоит.
Следовательно, речь должна идти лишь о тех проблемах, связывающих преступность и власть, которые мы можем попытаться решить в период времени, равный жизни не менее 2-3-х поколений. При этом наиболее актуальны, по нашему мнению, следующие проблемы:
1. Основной «ячейки» («кристалла») общества и государства, т.е. семьи и /или ее альтернативы.
2. Форм и методов воспитания подрастающего поколения.
3. Формирования достаточно эффективной системы предупреждения девиантных отклонений у детей и подростков, прежде всего, молодежи в целом.
4. Реорганизации и совершенствования структуры, форм и методов функционирования всех уровней власти в стране (т.е. начиная с муниципального)
5. Принятия, а главное – практической реализации необходимого перечня законов, призванных регулировать решение проблем, отмеченных выше.
При этом мы убеждены, что краеугольной составляющей (стержнем) и определяющей решение проблемы в целом все же является обеспечение необходимого нравственного и культурного уровня основной массы наших граждан.
Само собой разумеется, что, во-первых, все эти проблемы очень тесно взаимосвязаны между собой и могут проявить свое положительное воздействие на желаемые нами процессы только в единстве (совокупности и комплексности), во-вторых, их реализация в существующих и, особенно, прогнозируемых на ближайшее обозримое будущее политических, социально-экономических, культурологических и иных условий, на наш взгляд, более вероятно, достичь желаемого, тем более в полном объеме, невозможно, пока будет существовать Человечество (а не нечто иное…, но это уже другая ситуация, проблемы и т.д.). Однако добиться приемлемого (т.е. терпимого) для конкретного общества и государства уровня «девиантности власти» (если можно так выразиться), полагаем, все же возможно.
При этом предлагается осуществлять меры по решению отмеченных выше проблем в двух уровнях (но параллельно), т.е. по программам «минимум» и «максимум». Начинать их реализацию желательно одновременно, но по крайней мере 2\3 имеющихся у нас ресурсов, сил и средств, следует направлять все же на реализацию программы «минимум», ядром которой должны стать:
Ø решительные и последовательные (читайте жесткие) меры по снижению коррумпированности органов власти всех уровней;
Ø поэтапное (но за период не более, чем в 2-3 года) сокращение «армии» чиновников (не менее, чем в 1,5-2,5 раза), а главное – изменение (упрощение, обеспечение «прозрачности» и т.п.) структуры, системы, форм и методов деятельности органов власти;
Ø демократизация избирательной системы страны;
Ø безотлагательное принятие пакета законов и иных необходимых подзаконных актов, призванных обеспечить реализацию указанных выше позиций.
Программа «максимум», по нашему мнению, должна включать в себя следующие основные направления и мероприятия:
- поэтапное, но постоянное расширение мер по укреплению семьи как первичной «ячейки» общества, в т.ч. путем оказания действенной адресной материальной помощи, расширения сети социальных служб, системы оказания бытовых и иных необходимых семье, особенной молодой, услуг; психолого-педагогической, медико-генетической юридической помощи и т.п.;
- решительное реформирование системы образования в стране, особенно начального и среднего (включая средне-специального), с упором, прежде всего, на ее воспитательную сторону (роль); а также реализацию системы дуальной формы обучения;
- одновременное существенное улучшение правового просвещения подрастающего поколения (как, впрочем, и всего взрослого населения страны);
- поэтапное (хотя бы на региональном и межрегиональном уровнях) внедрение системы предупреждения девиантного поведения детей и подростков, молодежи в целом.
При этом необходимо всемерно использовать как отечественный опыт, так и зарубежный; а также разработанную автором «Комплексную систему непрерывного этико-правового воспитания детей и подростков и предупреждения их девиантного поведения» (г Волгоград) и реализованную в 1993 – 1999 годах.
|
«Закония» в соц. сетях