Сейчас наша страна, как и весь мир, переживает неприятный период, именуемый «международным финансовым кризисом», и уже, наверное, не только ирландцы с эстонцами ощутили на себе «освежающее» дыхание рецессии. Речь в данной статье пойдет не о том, что явилось причиной этого финансового катаклизма — мировая зависимость от американского доллара или неэффективность фондового рынка. Речь пойдет о вещах более приземленных — о социальных последствиях кризиса: безработице, а точнее, тонкостях определения размера пособия по ней.
Для паники нет причин…
Так уж сложилось, что автор статьи в середине декабря прошлого года остался без работы, а в конце декабря стал на учет в Центре занятости населения (ЦЗН), причем увольняться с прежней работы пришлось «по собственному». Несмотря на экономически неблагоприятную ситуацию и происходящие массовые увольнения, у автора не возникло никаких опасений за свое финансовое состояние, поскольку правительство инициировало поправки к Федеральному закону «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии с которыми лица, уволившиеся по собственному желанию, получили право на максимальный размер пособия по безработице (в случае если позволяет размер прежней заработной платы).
Также с 1 января 2009 г. до 4900 рублей был увеличен сам размер максимального пособия. Данная сумма и некоторые запасы вполне позволяют сводить концы с концами в небольшом городе. Напомню, раньше лица, уволившиеся по собственной инициативе, могли претендовать лишь на полуторакратный размер минимального пособия, что без региональных коэффициентов составляет около 1300 рублей. О том, что указанные выше изменения коснутся и граждан, уволившихся по собственному желанию до 1января 2009 г., лично высказался Председатель Правительства В.В. Путин.
… или есть?
Однако радужным ожиданиям автора не суждено было так просто сбыться. Когда при очередном посещении ЦЗН в новом году автор поинтересовался размером получаемого с 1 января пособия, сотрудники ЦЗН его огорчили тем, что пособие и дальше будет рассчитываться по старой формуле, т. е. в полуторакратном размере. На вопрос: «А как же новые поправки?» — последовал ответ, что если бы автор встал на учет на 2 недели позже, т. е. после 1 января, то получал бы заветные 4900 рублей, а так — извините, не положено. Естественно, такой поворот событий автора совсем не устроил, также возникли серьезные сомнения в законности позиции ЦЗН.
Чтобы разобраться в правовых нюансах данной ситуации, необходимо немного углубиться в юридические дебри.
На момент признания автора безработным (19 декабря 2008 г.) действующей редакцией Закона о занятости населения был предусмотрен такой порядок определения размера пособия по безработице, в соответствии с которым гражданам, уволенным по собственному желанию с предыдущего места работы, пособие устанавливалось, как уже упоминалось, в полуторакратном размере от минимальной величины пособия по безработице с прибавлением районного коэффициента (ч. 2 ст. 34 Закона о занятости населения в РФ).
Федеральным законом № 287-ФЗ от 25 декабря 2008 г. в данный Закон были внесены изменения, согласно которым гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям (в том числе и по собственному желанию), пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, и рассчитывается следующим образом:
«…в первом (12-месячном) периоде выплаты:
- в первые три месяца — в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
- в следующие четыре месяца — в размере 60 процентов;
- в дальнейшем — в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента...» (ст. 3 Закона о занятости населения). Данные изменения вступили в силу 1 января 2009 г.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2008 № 915 был установлен как минимальный (850 рублей), так и максимальный (4900 рублей) размер пособия по безработице на 2009 г.
Отказывая автору в перерасчете пособия, сотрудники ЦЗН фактически обосновали свою позицию тем, что в данном случае закон обратной силы не имеет.
Действие закона во времени
В самом Законе о занятости населения нет норм, определяющих его действие во времени, поэтому, чтобы разобраться в этой спорной ситуации, следует использовать аналогию Закона. И действительно, по общему правилу, закрепленному, например, в ст. 4
Гражданского кодекса РФ и ст. 12
Трудового кодекса РФ, закон обратной силы не имеет, следовательно, его положения применяются к отношениям, возникшим после вступления его в силу. Однако и в Гражданском, и в Трудовом кодексе указанные статьи дополнены оговорками о том, что в отношениях, возникших до введения в действие закона, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Отношения между государством в лице органа Центра занятости населения и гражданином, признанным безработным, являются длящимися, поскольку и у Центра занятости населения, и у безработного регулярно возникают определенные права и обязанности. Например, у безработного — право ежемесячно получать пособие и соответственно у Центра занятости населения — обязанность такое пособие каждый месяц выплачивать.
При этом обязанность Центра занятости выплачивать пособие всегда должна быть основана на действующем законодательстве, поскольку в связи с периодической индексацией правительством минимального и максимального размеров пособия необходимо также корректировать размер пособия гражданам, уже состоящим на учете. А действующее законодательство с 1 января 2009 г. не предусматривает расчет пособия гражданам, уволившимся по собственному желанию, в полуторакратном размере от его минимальной величины.
Таким образом, сотрудники Центра занятости населения при расчете размера пособия гражданам, уволившимся по собственному желанию и ставшим на учет до 1 января 2009 г., также должны применять нормы закона, вступившие в силу с 1 января 2009 г.
Данная позиция была изложена в жалобе на действия сотрудников Центра занятости населения в районную прокуратуру. Одновременно был сделан запрос о законности действий сотрудников ЦЗН с официального сайта Федеральной службы по труду и занятости:
www.rostrud.info.
Прокурор на вашей стороне
Прокурор встал на сторону автора и вынес предписание ЦЗН об устранении нарушений законодательства, обязав произвести перерасчет размера пособия с начала года.
Несмотря на положительную реакцию прокурора, спор между автором и ЦЗН затянулся почти на полгода. Данное затягивание объяснялось тем, что этот конфликт создал прецедент, аналогов которому, по утверждению сотрудников районного ЦЗН, не было ни на региональном, ни на федеральном уровне. Непосредственное решение о перерасчете пособия автору и гражданам, оказавшимся в такой же ситуации, принималось на федеральном уровне — в Федеральной службе по труду и занятости.
В заключение хотелось бы посоветовать гражданам, оказавшимся в подобной ситуации, ни в коем случае не сдаваться и отстаивать свои права всеми дозволенными законом способами. Только благодаря активной гражданской позиции в нашей стране может установиться состояние законности, защищенности и уважения прав и свобод личности, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
***
Андрей Михайлов,
Юрисконсульт ОАО «ЮТК»
«Закония» в соц. сетях