Ответить

 

Опции Статьи
Принцип неравноправия
Опубликовал Дмитрий
09.06.2010
По умолчанию Принцип неравноправия

Материал предоставлен "эж-Юрист"

В соответствии с нормами ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина. При этом привлекаемое к административной ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности толкуются в его пользу. Пожалуй, в повседневной жизни с административным процессом чаще всего приходится сталкиваться участникам дорожного движения в связи с привлечением их к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения. На этой сфере мы и сосредоточим свое внимание.

Дела о привлечении к административной ответственности по главе 12 Кодекса (административные правонарушения в области дорожного движения) уполномочены рассматривать должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения или судьи. Критерием, определяющим орган, уполномоченный рассматривать соответствующие дела, служит тяжесть наказания. Если санкция названной нормы предполагает наказание, существенно ограничивающее права нарушителя (лишение права управления транспортными средствами), дело рассматривается мировыми судьями, а в отдельных случаях (например, когда в качестве санкции выступает возможность применения административного ареста) — судьями районных судов. Согласно ч. 2 ст. 4.1 Кодекса при назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Рассмотрение дела судом повышает вероятность всестороннего изучения его обстоятельств и принятия беспристрастного решения.
Вместе с тем ряд недостатков законодательства об административных правонарушениях становится причиной необъективного рассмотрения дел.

Тонкости производства

Кодекс называет следующих участников производства по делам об административных правонарушениях: лица, в отношении которых ведется производство по делу, их законные представители, потерпевший, защитник и представитель, свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик и прокурор.

В силу ст. 29.7 Кодекса при рассмотрении дела, в частности, устанавливается:
— какое дело подлежит рассмотрению;
— кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
— факт явки лица, привлекаемого к ответственности, или его законного представителя.
Кроме того:
— выясняется надлежащее уведомление участников производства;
— оглашается протокол об административном правонарушении;
— заслушиваются объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу;
— в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Таким образом, Кодекс не указывает должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в качестве участника производства по делу и не считает его процессуальным оппонентом лица, в отношении которого данный протокол составлен. Среди перечисленных в Кодексе участников производства только прокурор на основании п. 2 ч. 1 ст. 25.11 Кодекса может при даче заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, поддерживать обвинение лица в совершении административного правонарушения. Однако прокурор далеко не всегда участвует в рассмотрении дела об административном правонарушении. В то же время Кодекс не оговаривает необходимость участия в рассмотрении дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.

Доказать невиновность

В отсутствие процессуальной фигуры, уполномоченной поддерживать обвинение лица в административном правонарушении, это может делать только орган, рассматривающий дело. Когда дело об административном правонарушении рассматривает должностное лицо государственного органа, с определенными оговорками с этим можно согласиться. Но если дело рассматривает судья, нарушается принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении судопроизводства, содержащийся в ч. 3 ст. 123 Конституции: лицу, в отношении которого ведется производство, приходится состязаться с судьей! О равноправии сторон в данном случае говорить не приходится.

При таком положении дел лицо, в отношении которого ведется производство по делу, не может положиться на отсутствие обязанности доказывать свою невиновность. Исходя из ч. 1 ст. 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В перечне доказательств, приведенном в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса, первым указан протокол об административном правонарушении. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении согласно ч. 1 ст. 25.6 Кодекса может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства, подлежащие установлению. Практическим следствием отсутствия при рассмотрении дела процессуальной фигуры должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, выступает приоритет протокола перед иными доказательствами по делу. Если лицо, в отношении которого ведется производство по делу, не может представить объективных доказательств своей невиновности, его объяснения и показания допрошенных по его инициативе свидетелей, как правило, признаются судом недостоверными.

На практике

В Постановлении мирового судьи одного из судебных участков Санкт-Петербурга от 13.01.2009 № 5-291/09-195 отмечено: «Виновность К. в совершении указанного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, признанным судом допустимым доказательством по делу. Доводы К. о невиновности в совершении указанного правонарушения опровергаются доказательствами, приведенными выше, сомневаться в достоверности которых у суда нет оснований. Показания свидетеля П. суд оценивает критически, так как они опровергаются протоколом об административном правонарушении, а также суд принимает во внимание, что она является супругой К., а соответственно заинтересованным в исходе дела лицом». Представляется, что состояние в браке само по себе еще не повод заведомо подозревать гражданина в даче ложных показаний в пользу другого супруга!

Нередко судьи при рассмотрении дела приходят к выводу, что без участия в деле должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, невозможно всесторонне изучить все обстоятельства дела. «Инспектор ДПС М., допрошенный в качестве свидетеля, показал, что он задержал водителя за нарушение требований ПДД <…>, в отношении водителя был составлен протокол об административном правонарушении и схема правонарушения» (Постановление мирового судьи судебного участка от 20.11.2009 № 5-1160/0994, г. Санкт-Петербург).

Пункт 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» допускает восполнять несущественные недостатки протокола об административном правонарушении при рассмотрении дела по существу. Допрос в суде инспектора ДПС, составившего протокол об административном правонарушении, доказывает, что материалы дела были составлены неполно и некачественно, восполнять их недостатки пришлось судье. Вместе с тем допрос названного должностного лица в качестве свидетеля — неправильное решение. Должностное лицо, обвиняющее гражданина в совершении правонарушения, не может быть беспристрастным, поэтому оно вправе давать объяснения, но не свидетельские показания. Следовательно, суд должен оценивать объяснения лица, по существу являющегося стороной по делу, критически, с учетом его служебного и процессуального положения.
При сложившейся судебной практике создается неравноправное процессуальное положение сторон: обвинительные свидетельские показания должностного лица расцениваются как более достоверные, чем объяснения лица, в отношении которого составлен протокол, направленные на доказывание своей невиновности: «Суд не доверяет объяснению водителя Т., доводам защитника Ш., показаниям свидетеля П. <…>, так как они полностью опровергаются материалами дела и показаниями свидетелей М. и К. [инспектор ДПС и дружинник. — Прим. автора], не доверять которым у суда нет оснований» (Постановление мирового судьи судебного участка от 20.11.2009 № 5-1160/0994, г. Санкт-Петербург).

Таким образом, недостатки законодательства об административных правонарушениях в настоящее время приводят к нарушению принципа равноправия сторон судопроизводства и умалению презумпции невиновности в административном процессе, вплоть до ее отсутствия. Избежать отмеченных недостатков можно, предусмотрев в КоАП РФ необходимость участия в рассмотрении дела об административном правонарушении в суде должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, или иного должностного лица, уполномоченного поддерживать в суде обвинение в совершении административного правонарушения. Показания должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, должны быть признаны Кодексом отдельным видом доказательств, а именно объяснениями должностного лица.
***
Максим Мажирин,
старший юрист корпоративного отдела
коллегии адвокатов Петербургский правовой альянс
  #1  
By con-man 16.06.2010, 12:11
Exclamation

На самом деле бороться с неправильными Постановлениями лучше начинать прямо на стадии рассмотрения материала в ГИБДД. В этом случае можно хотя бы получить постановление о невозможности установления виновного и в суде взыскивать ущерб, уже там доказывая, что виноват второй водитель. Говорю не голословно, сама оказалась в такой ситуации, когда всю левую сторону моей машины практически "снес "трамвай. При этом я стояла рядом с трамвайными путями, а он решил проехать, хотя явно видно было, что сделать это он не может. Остановлися только тогда, когда его средняя дверь первого вагона поравнялась с моим задним бампером. В итоге у меня обе левые двери на замену. Водитель трамвая в ГИБДД естественно заявил, что виновата я, да и господа в ГИБДД мне это сразу сказали . Да и как могло быть иначе - это же трамвай, транспортная организация. разве ее работник может быть не прав? Да и свидетели нашлись у ттрамвая, которые подтвердили, что это я, болтая по телефону, не справилась с управлением и ударилась о трамвай. Пришлось и мне найти свидетелей в таком же количестве, как у трамвая, провести экспертизу, которая указала, что в момент причинения повреждений моя автомашины была неподвижна (правда экспертизу я предъявила уже в суде, ГИБДД отказались прдолить срок рассмотрения дела для проведения эеспертизы). И получила постановление о невозможности установления виновного лица " в связи с противоречивыми показаниями водителей". Естественно, ни к какой административной ответственности привлечена не была. А в суде доказала вину трамвая в полном объеме и взыскали с них и стоимость аэрографии, и стоимость экспертизы и госпошлину (так-то у меня КАСКО). А недавно, тем же приемом воспользовался муж, и тоже получил такое же постановление. Правда, он в суд не пошел, так как у него аэрографии нет, но и тому наглому водителю, у которого были "связи", тоже не удалось отремонтировать машину за чужой счет.
Поэтому, считаю, надо стараться изначально использовать все законные возможности и не получать "обвинительного" постановления. Такие же способы защиты можно использовать и в суде, когда постановление выносит суд - привлекать несколько свидетелей, требовать назначения экспертизы, искать несоответствия и нарушения в первичных документах, может камера какая рядом была и все засняла и т.д.. По моему, в суде надо забыть о том, что не надо доказывать свою невиновность, а использовать все возможные способы для для доказывания вины второго участника и, соответственно, отсутствие вины у себя.
Последний раз редактировалось con-man; 16.06.2010 в 12:18..
Ответить с цитированием Быстрый ответ на это сообщение
  #2  
By domovoy 16.06.2010, 13:00
По умолчанию Так что же теперь?

В целом конечно доля истины есть. В самом суде вы не встретите сторону обвинения, это конечно не судья. Стороной обвиняющей будет госаппарат представленный в виде различных контрольных и надзорных органов и их должностных лиц, составляющих протоколы.

Ясно также то, что я бы не хотел, чтобы в самом суде были люди доказывающие мою виновность, но появление их может психологически повлиять и тогда судья будет занимать более центристскую позицию. вынося решение.
Ответить с цитированием Быстрый ответ на это сообщение
  #3  
By domovoy 16.06.2010, 13:11
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от con-man Посмотреть сообщение
По моему, в суде надо забыть о том, что не надо доказывать свою невиновность, а использовать все возможные способы для для доказывания вины второго участника и, соответственно, отсутствие вины у себя.
Действовать нужно только так, по крайней мере сейчас.

Но представте, что чтобы вас обвинить, сотрудники сами должны были назначить экспертизу опросить кучу свидетелей и прийдя в выводу о виновности одного из вас (конечно не подтасовывая факты) представить все это в суд и доказывать там, судье который скептически и дотошно иследует доказательства. Именно они должны проделать за вас эту работу. При чем у вас есть возможность также бороться в суде и оспаривать.

Статья автора на мой взгляд направлена именно на изменение системы, но только вопросы эти решаются...
Ответить с цитированием Быстрый ответ на это сообщение
  #4  
By styarik 16.06.2010, 17:21
По умолчанию

Не имея никакого практического опыта в подобных делах, впервые участвуя в составлении протокола или судебном слушании, крайне сложно отстаивать свои права или что-то требовать. Спокойная уверенность появится только после нескольких подобных эксцессов, но как быть прежде? Думаю, лишь усиление ответственности должностных лиц за необоснованное привлечение к административной ответственности способно защитить "чайников".
Ответить с цитированием Быстрый ответ на это сообщение
  #5  
By maxr 28.06.2010, 07:52
По умолчанию

Как не странно, но у меня впечатлеие, что отсутствие обвинительной стороны на процессе по адм делам характерно только для дел, рассматриваемых по 12 главе КоАП. По другим главам КоАП орги приходят (например, налоговики или ФСФР). Тогда как при рассмотрении дорожных дел судья и обвинитель, отражающий интересы ГИБДД, в одном лице и чаще всего процесс заканчивается ничем не обоснованным утверждением судьи "нет оснований не доверять сотрудникам ГИБДД".
Далее мое мнение конечно субъективное, но эти дела не только приносят огромный доход стране, но и кормят массу коррупционеров от ГИБДД, МВД и судебной системы. Думается, что это понимают большенство, включая и законодателей, но за такие деньги кто-то крепко держится и не пропустит реализации положений ст.1.5 КоАП на практике.
В последнее время опять обсуждают изменений в адм.законодательстве, но это и ранее было. Помнится хотели даже административные суды создать... Все пустое, если не требовать исполнения закона в первую очередь от судей. В этом случае никакая реформа судебной системы не даст эффекта.
Необходим реальный механизм ответственности за принятое неправомерное решение судьей, милиционером или чиновником, а это уже борьба с коррупцией. Последнее кажется для России "не по зубам".
Ответить с цитированием Быстрый ответ на это сообщение


Быстрый ответ

Сообщение:
Опции


Ваши права в разделе