О повышении качества подготовки юристов
В ряду проблем, которые представляют реальную угрозу процессу построения правового государства и гражданского общества в нашей стране, - такие широкомасштабные явления, как правовой нигилизм, коррупция и не эффективная судебно-следственная система.
В этой связи актуальность предложенной нами к рассмотрению темы определяется целым рядом факторов:
Во-первых, руководство страны, в том числе в лице избранного Президента России Д. Медведева, неоднократно подчеркивало острую необходимость преодоления правового нигилизма в широких массах населения, особенно среди чиновников и государственных служащих всех уровней.
Во-вторых, тем, что наша страна интегрируется в общую европейскую систему образования (бакалавриат – магистрат) и процесс этот носит неоднозначный и противоречивый характер.
В-третьих, тем, что в последние десятилетие отмечается тенденция к снижению как качественного уровня защищаемых кандидатских и докторских диссертаций, так и числа ученых – юристов, а главное – негативное изменение их возрастного состава, т.е., когда средний возраст доктора наук, профессора составляет более 60 лет. Одновременно соотношение защищаемых докторских диссертаций к кандидатским составило, например, в 2006 году 1:9,6; при этом соотношении защищенных диссертаций по специальности 12.00.03 по отношению к остальным 12 специальностям составило 29 % (?!) ; между тем, ученых-юристов уровня В. Кудрявцева, И. Карпеца, Н. Кузнецовой и ряда других – становится все меньше. Таким образом, в процессе реализации Болонской конвенции, мы пока добились лишь существенного снижения качества подготовки как научно-педагогических, так и научных кадров.
При этом многие кандидатские диссертации стали ближе по своему уровню к выпускным дипломным работам, а докторские, соответственно, – к кандидатским диссертациям. В тоже время, как известно, значительное число дипломов выпускников юридических вузов носят явно компилятивный (сознательно или нет) характер. Только от силы 10 % из них могут быть признаны действительно творческими, самостоятельными, с элементами научной основы работами.
В-четвертых, тем, что как качество подготовки значительного числа студентов-юристов, особенно в рамках тех ВУЗов, которые пользуются системой дистанционного обучения, так и учебной литературы для них, часто находится на низком уровне (что уже было наглядно продемонстрировано нами в предыдущей статье ).
Процесс формирования полноценного гражданского общества в России подразумевает эффективное правовое сопровождение, которое, в свою очередь, невозможно без должного кадрового обеспечения.
Отсюда следует, что первостепенной задачей является создание и обеспечение эффективного функционирования комплексной системы подготовки высококвалифицированных специалистов – юристов.
Решение этой непростой задачи мы, в первую очередь, видим в создании и/или в укреплении следующих основных блоков (составляющих, элементов) рассматриваемой системы качественной подготовки студентов, а также аспирантов и соискателей, что предполагает:
1. Формирование высококвалифицированного профессорско-преподавательского коллектива (именно коллектива, а не состава) единомышленников, сочетающего в себе ядро зрелых опытных профессоров, доцентов и формирующейся с их помощью молодой смены преподавателей и старших преподавателей, аспирантов и докторантов.
Обеспечение на практике, а не на бумаге, действенной подсистемы повышения квалификации всего профессорско-преподавательского коллектива.
Часть этой многоступенчатой подсистемы должна быть создана, а главное – реально и эффективно функционировать в форме соответствующих постоянно действующих семинаров, «школ» молодых преподавателей, лекторов, ученых и т.д. Именно в их рамках и формируется «база» для пополнения резерва ведущих преподавателей, руководителей кафедр, факультета, вуза.
Все большее значение, особенно в настоящее время и на ближайшую перспективу, приобретают вопросы материального обеспечения и морального стимулирования, как отдельных преподавателей всех уровней, так и коллектива в целом. Естественно, осуществляться это должно в строгом соответствии с реальным вкладом каждого в общее дело: это и адекватные зарплаты, и доплаты к ним, и премии, и кредиты, и обеспечение жильем, полноценным отдыхом и т.д. и т.п.
При этом все более важное значение приобретает создание максимально эффективной, а главное, объективной системы оценки их работы (рейтинги, уровни и т.д.). Осознавая, что в современных условиях вряд ли возможно создать комплексную систему оценки как научной, так и педагогической деятельности, предлагаю ввести следующие ее элементы, например, четкую фиксацию личного участия (включая видео-, Интернет участие) в работе конференций, семинаров и т.д.
В данном случае для претендентов на ученую степень кандидата юридических наук таких подтвержденных выступлений с научными сообщениями и докладами на межрегиональных и международных конференциях должно быть не менее 2-3-х, а для соискателей степени доктора юридических наук – 8-10. Полагаю, что это необходимо сделать, исходя из известной максимы: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Такие публикации должны указываться в авторефератах в соответствующем перечне в добавление к имеющимся требованиям. В этой связи предлагаем также в соответствующих сборниках тезисов или статей делать отметку о непосредственном участии автора в работе конференции.
2. Отбор по четким и максимально однозначным критериям качественного состава студентов и аспирантов.
Не соблюдение на практике такого подхода привело к тому, что число юристов год от года неуклонно растет. При этом их качество в основе своей падает, прежде всего, с точки зрения уровня профессионализма в целом, а также в плане нравственно-культурной деградации. Перефразируя в этой связи точное, на наш взгляд, высказывание вице-президента «Медиа-Союза» Елены Зелинской, можно утверждать, что и в юридической науке много появилось и продолжает появляться людей, которых объединяет одно – «невежество, как правило, воинствующее». В результате, мы все чаще сталкиваемся со случаями откровенной недобросовестности и непорядочности как со стороны части студентов и преподавателей, их обучающих, так и молодых специалистов и даже ученых. Нередко последние не гнушаются с помощью плагиата, прежде всего, и ряда других неблаговидных способов и технологий достичь вожделенных степеней, званий, должностей и т.д.
3. Интенсификация научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов и аспирантов, без достаточно высокого уровня организации которой невозможна подготовка высококвалифицированных, всесторонне развитых специалистов.
Особую значимость сказанное приобретает по отношению к подготовке будущих юристов, так как их качественное обучение невозможно без развития навыков самостоятельной творческой работы, а не формализованных до предела таких форм СРС, ДО, ПД.
Указанное, подразумевает не только и не столько элементарную, но крайне важную и саму по себе, самоподготовку, сколько активное участие (в различных формах и на различных уровнях, конечно) обучаемого прежде всего в УИРС, а также в НИРС: т.е. в научных кружках, проблемных и тематических группах; в рамках научных лабораторий, временных творческих научных коллективах, призванных, в первую очередь, способствовать развитию системы качественной подготовки будущих юристов.
Отмеченное, будет не только способствовать повышению уровня знаний, получаемых обучаемыми, но и обеспечивать их более сознательный подход к профориентации, выбору узкой специализации, и, в конечном итоге, определению своего места в системе юриспруденции, правоохранительных органах страны и/или в иных структурах формирующегося гражданского общества России.
В заключении нам бы хотелось особо подчеркнуть, что при подготовке именно юристов и организации учебно-научного процесса на соответствующих факультетах, главный аспект – воспитательный, потому что юрист с низким уровнем общей культуры и морали – это абсолютный брак в работе любого юридического учебного заведения.
Примечание: предлагается изменить и систему проверки ВУЗов на качество их выпускников. А именно: не проводить аттестации каждые 5 лет, а осуществлять внезапные проверки, небольшими бригадами (3-5 человек), обязательно по объективным, то есть проверяемым показателям, включая квалификационные экзамены (выборочные) студентов всех курсов и форм обучения.
|
«Закония» в соц. сетях