Иммиграционный контроль составляет значительную часть деятельности ФМС России, и на обывательский взгляд кажется, что в этом смысл работы всей миграционной службы и заключается. Не будем никого ни в чем переубеждать, тем более что работа с иностранными гражданами, прибывающими в Россию, и все с ними связанное находится в постоянном поле зрения не только у специалистов-миграционщиков. Мы сегодня поговорим о том, что остается за "кадром" и без чего ни о какой полноценной деятельности Федеральной миграционной службы не может быть и речи. Поможет нам в этом
начальник Управления иммиграционного контроля ФМС России Александра Владимировна ЗЕМСКОВА.
В начале прошлого года, когда в региональных управлениях ФМС функция иммиграционного контроля была возложена на специально созданные подразделения, об этом говорилось как об эксперименте. Как вы оцениваете: эксперимент удался?
Более чем. Линия иммиграционного контроля — одно из немногих направлений в ФМС России, которое носит отраслевой специализированный характер. Если раньше эта функция в территориальных подразделениях была "размыта" среди других немаловажных задач, то создание в большинстве субъектов Российской Федерации самостоятельных специализированных подразделений сразу же сказалось на результатах работы. Сегодня это уже не эксперимент, а полноценная работа, внедренная в практику. И если посмотреть прошлогодние показатели по линии иммиграционного контроля, когда эта система начала функционировать, по сравнению с результатами работы в 2007 году рост наблюдается по всем позициям. Взять, к примеру, незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства. Количество выявленных правонарушений в прошлом году в три раза превышает показатели предыдущего! Почти третья часть из шести миллиардов рублей штрафных санкций в 2008 году в рамках реализации контрольно-надзорных полномочий наложена на работодателей.
Объясняется этот рост, на мой взгляд, достаточно просто. Проведенная реструктуризация дала возможность сконцентрировать внимание и усилие сотрудников на конкретном направлении, не распыляясь на другие. Все максимально сосредоточено в одних руках. В настоящее время прорабатывается вопрос о создании в больших региональных УФМС с численностью обслуживаемого населения больше одного миллиона человек управлений иммиграционного контроля.
А нет опасения, что, концентрируя иммиграционный контроль в регионе в одних руках, повышается вероятность коррупционной составляющей?
Напротив, работа становится более прозрачной. Конкретный сотрудник осуществляет проверку, руководитель принимает решение, и какое-либо дополнительное звено из этой цепочки исключено. В ближайшее время будет скорректирован механизм рассмотрения дел об административных правонарушениях. Такое поручение дано директором ФМС России. Если на каком-то этапе произойдет сбой либо сумма наложенного административного штрафа окажется несоразмерной выявленному составу нарушения, вышестоящий начальник в любой момент может запросить все материалы и проверить, в чем причина. Точно так же выявляется и сотрудник, допустивший оплошность, из-за которой впоследствии вынесенное решение обжалуется в суде. Этот вопрос — из числа самых проблемных. У нас есть субъекты, где процент решений, отмененных судами, которые были вынесены сотрудниками ФМС за то или иное нарушение миграционного законодательства, очень высок. Это говорит о непрофессионализме.
На совещании с руководителями, отвечающими за данное направление работы в Московском регионе, я сделала акцент на то, что если в результате обжалованных в суде решений будет установлена вина сотрудника, меры дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения его из органов, последуют обязательно. Не случайно руководством службы принято решение о проведении по каждому конкретному факту отмены постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными лицами территориальных органов, служебных проверок. Умышленно допущена ошибка или нет — с этим мы разберемся, но как специалист сотрудник должен быть подготовлен. Все необходимые условия для этого у него есть.
С недавних пор кандидатуры, предложенные к назначению на должности руководителей, отвечающих за иммиграционный контроль в региональных УФМС, проходят собеседование у нас в управлении. И директор службы Константин Олегович Ромодановский, и курирующий наше направление работы заместитель директора Анатолий Евгеньевич Кузнецов поддержали это начинание. Лучше один раз лично убедиться в уровне подготовленности сотрудника, чем допустить ошибку, только ознакомившись с его анкетными данными и рекомендациями. Наши требования в ходе собеседования достаточно просты: знание действующего законодательства, правоприменительной практики и миграционной ситуации в регионе. Далеко не каждый кандидат проходит назначение на должность с первого захода, а некоторые вообще сходят с дистанции. Но я считаю, что пусть лучше это произойдет на этапе рассмотрения человека на должность, нежели после того, когда он "нарубит дров".
Вы сказали, что все необходимые условия для подготовки у сотрудников есть. Что имеется в виду?
К сожалению, в Федеральной миграционной службе из-за отсутствия своих специализированных учебных заведений нет качественной системы профессиональной подготовки сотрудников. Нам в этом отношении приходится использовать базу, имеющуюся в МВД. Миграционные кафедры есть в Академии экономической безопасности, Московском университете МВД, во Всероссийском институте повышения квалификации в Домодедове. Мы прекрасно понимаем: этого крайне мало даже для того, чтобы охватить сотрудников, пришедших к нам из органов внутренних дел, поэтому силами своего управления выпускаем учебные и методические пособия. Причем стараемся их готовить так, чтобы практически каждое действие сотрудника было прописано. Либо законодательно, либо организационно. Как устав в армии: читай и делай.
Думаю, что никого особо не удивлю, если скажу, что основной формой учебы офицера, будь то милиция или внутренняя служба, является самостоятельная подготовка, которой он должен заниматься в процессе выполнения своих служебных обязанностей или при работе со специальной литературой. Но тут необходимо, чтобы человек не был бездельником и имел стремление к своему профессиональному росту. Тогда все у него получится. Инструмент воздействия за нарушение миграционного законодательства в виде огромных штрафов сегодня имеется колоссальный, им только нужно правильно пользоваться. И еще, в плане учебы хочу добавить, что на этот год по нашей линии запланированы всероссийские целевые сборы с личным составом, а также выпуск 6-го и 7-го специализированных пособий по организации иммиграционного контроля.
Александра Владимировна, суммы штрафов действительно велики и в некоторых регионах при вынесении решения до максимальной планки даже не поднимаются. Как вы думаете, изменится что-то в этом вопросе в связи с нынешним финансовым кризисом?
Средний размер административного штрафа, налагаемого, в частности, на юридическое лицо, по стране сегодня составляет чуть более 460 000 рублей. Однако здесь необходимо четко представлять, что при рассмотрении того или иного дела об административном правонарушении учитываются обстоятельства. И в случае, если нарушения миграционного законодательства со стороны той или иной организации, должностного или физического лица носят системный характер, размер штрафных санкций будет приближен к максимальной планке.
Мы прекрасно понимаем: для целого ряда недобросовестных работодателей подобные меры воздействия могут привести к краху и закрытию предприятия, поэтому считаем, что данное направление не должно быть самоцелью. Но перед законом все равны. Особенно в сегодняшней непростой экономической ситуации, когда отдельные работодатели, нарушая миграционные правила, пытаются извлечь дополнительную прибыль, попирая в том числе и права российских граждан на достойное трудоустройство.
Кризис обнажил то, что раньше не замечалось. Совершенно иначе стал проводиться мониторинг иммиграционной ситуации, и не только по линии, связанной с трудовой миграцией. Начиная с октября прошлого года по состоянию на любой момент времени мы четко можем отследить динамику иностранных граждан по срокам и целям их въезда-выезда — эта картина сегодня максимально прозрачна. У нас разработаны специальные алгоритмы в форме графиков и диаграмм, которые корректируются еженедельно. Только не надо думать, что наши люди на местах сидят и в ущерб основной работе целыми днями занимаются вычерчиванием графиков. Мы получаем необходимую информацию с мест в виде цифр, и все обобщается на уровне федерального центра.
Нередко от региональных руководителей можно слышать разговоры о необходимости придания большего значения силовой составляющей при проверках по иммиграционному направлению. Ваше мнение на этот счет?
В связи с подготовкой совместного распоряжения за подписью министра внутренних дел и директора ФМС о проведении оперативно-профилактических мероприятий "Нелегальный мигрант" на 2009 год нами проводился телефонный блицопрос с начальниками региональных УФМС. Известно, что и в прошлом году, и в позапрошлом в качестве головного организатора этой работы всегда выступало МВД. На нынешний год по инициативе министерского департамента охраны правопорядка эту работу предложено возглавить ФМС, разумеется, с привлечением сил и средств органов внутренних дел. И мы в ходе своего опроса интересовались мнением на местах в отношении подобной инициативы. Ответы были неоднозначны, хотя большинство субъектов готовы участвовать в проведении подобных мероприятий в качестве не только головного исполнителя, но и организатора. Мы восприняли это как позитив. Значит, мышцы у наших сотрудников наросли, желание работать есть, и главное — есть понимание, для чего все это нужно.
Беседовал Виктор СИРЫК
fms.gov.ru
«Закония» в соц. сетях