Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ опубликовал Информационное письмо  от 11.05.2010 № 139, вносящее поправки в ранее выпущенные разъяснения о  порядке взимания государственной пошлины в арбитражных судах. Основные  изменения связаны с расширением перечня случаев освобождения госорганов и  органов местного самоуправления от уплаты госпошлины, а также с  увеличением ее размеров.
Необходимость  откорректировать два информационных письма Президиума ВАС  РФ (от  25.05.2005 № 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными  судами  главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» и от  13.03.2007 №  117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3  Налогового  кодекса Российской Федерации») назрела в связи с тем, что  они слегка  отстали от законодательства.
 Так,  Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ п. 1 ст. 333.37 НК РФ  был  дополнен подп. 1.1, согласно которому с 30 января 2009 года   государственные органы и органы местного самоуправления освобождаются от   уплаты госпошлины во всех случаях, когда они выступают в арбитражном   суде в качестве истцов или ответчиков.
 До  этого момента ситуация была спорной, в результате чего и было  принято  Информационное письмо № 117. Прежняя редакция подп. 1 п. 1 ст.  333.37 НК  РФ предусматривала, что прокуроры, госорганы, органы местного   самоуправления и иные органы освобождаются от уплаты госпошлины только   тогда, когда они обращаются в арбитражные суды в случаях,   предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных   интересов.
 Нечеткость  формулировки порождала разночтения. Налоговики, например,  считали, что  они как стражи бюджета защищают государственные интересы в  любых  ситуациях. ВАС же разъяснял, что это так далеко не всегда.  Например,  если госорганы обращались в суд с требованиями, вытекающими  из  гражданских правоотношений, либо обжаловали решения, принятые по  делам, в  которых они выступали в качестве ответчика, то они обязаны  были платить  госпошлину на общих основаниях.
 После  принятия Закона № 281-ФЗ ситуация изменилась, что и получило  отражение в  новой редакции Информационного письма № 117. Теперь  госорганы и органы  местного самоуправления действительно освобождаются  от уплаты госпошлины  во всех случаях, когда они участвуют в арбитражном  процессе в качестве  истцов или ответчиков. Освобождение  распространяется на все возможные  этапы рассмотрения дела и все  возможные процессуальные действия. Иными  словами, если, к примеру,  налоговый орган вступил в судебный спор с  налогоплательщиком в качестве  ответчика (как это и происходит последние  годы в связи с введением  бесспорного порядка взыскания санкций и  недоимок с организаций и  предпринимателей), то при подаче апелляционной,  кассационной либо  надзорной жалобы он госпошлину не платит.
  
 
Иные  органы 
 Действующая  редакция подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ сохраняет  освобождение от уплаты  госпошлины в случаях обращения в арбитражные  суды в защиту  государственных и (или) общественных интересов только для  прокуроров и  иных органов.
 В  этой связи Президиум ВАС РФ разъяснил, что под «иными органами»   понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов   государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие   публично-правовые функции. В частности, таковыми можно считать   Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Центральный банк   Российской Федерации.
 Освобождение  этих органов от уплаты госпошлины производится по прежним  правилам, т.  е. только в том случае, если данные органы были  заявителями по делу и  выступают в защиту государственных и (или)  общественных интересов.
 Что  же касается государственных или муниципальных учреждений, то   непосредственно для них льгот по уплате государственной пошлины в   арбитражных судах не установлено. Однако они могут выполнять   одновременно и функции государственного органа (органа местного   самоуправления). Поэтому вопрос об их освобождении от уплаты гос-пошлины   решается в зависимости от наличия оснований для применения либо подп. 1   либо подп. 1.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ.
  
 
Судебные  расходы
 Важно  различать уплату госпошлины и возмещение судебных расходов  (которые  включают в себя согласно ст. 101 АПК РФ государственную  пошлину и  судебные издержки). Как подчеркивает Президиум, в отношении  возмещения  судебных расходов никаких льгот для госорганов не  установлено. Поэтому  если судебное решение по делу, в котором госорган  или орган местного  самоуправления был ответчиком, будет принято не в  его пользу, то будет  работать общее правило п.1 ст. 110 АПК РФ —  «судебные расходы,  понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу  которых принят судебный  акт, взыскиваются арбитражным судом со  стороны». То есть затраты на  госпошлину, понесенные заявителем при  подаче иска в арбитражный суд,  проигравшему дело госоргану придется  возместить в любом случае.
  
 
Без  пошлины
 ВАС  РФ также приводит некоторые непростые ситуации, которые могут  сложиться  в делах с участием «освобожденных» лиц. Так, согласно подп. 2  п. 2 ст.  333.17 НК РФ ответчик может быть признан плательщиком  госпошлины только  при одновременном соблюдении двух условий:
 - решение  суда принято не в пользу ответчика;
 - истец  освобожден от уплаты госпошлины.
 Как  быть, если от уплаты госпошлины освобожден ответчик и в его пользу   принято постановление суда апелляционной (кассационной или надзорной)   инстанции? Новая редакция Информационного письма № 117 разъясняет, что с   проигравшего истца в этом случае гос*пошлина тоже не может быть   взыскана, ведь он не подавал соответствующей жалобы и не является   ответчиком по делу. Стало быть, платить не будет никто.
  
 
Правила  подсчета
 Недавнее  увеличение размеров госпошлины нашло свое отражение в новой  редакции  Информационного письма ВАС № 91. В частности, Президиум  напомнил, что  размер пошлины определяется на момент обращения в суд (в  том числе и в  случаях оставления заявления без движения или  предоставления заявителю  отсрочки или рассрочки уплаты госпошлины).  Если в суд обратился  госорган, а за время рассмотрения дела ставки  возросли, то в случае  взыскания госпошлины с проигравшего ответчика  используются ставки,  действовавшие на момент обращения «освобожденного»  заявителя в суд.
 Если  же истец увеличил размер исковых требований, то подлежащая  доплате в  связи с этим госпошлина исчисляется по ставкам, действовавшим  на момент  увеличения размера исковых требований.
  
 
***
 Мария  Мошкович
 
                        
                        
                        
                    
«Закония» в соц. сетях