Недавно прошел Межрегиональный банковский совет при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Вопрос ответственности государства в экономически сложное время тревожит участников совета.
Сегодня можно ознакомиться с проектом решения по теме: «Стратегические вопросы развития банковской системы России в современных условиях».
В документе отмечается необходимость стимулирования предпринимательской активности, внутреннего спроса, пострадавших в ходе условно проводимой политики «дорогих денег», сжатия денежной массы. Признается, что ужесточение государственного надзора не сможет способствовать развитию финансового рынка, реконфигурация которого так ожидаема в ближайшее время.
Государство в рыночной экономике имеет свои пределы, но вопрос его ответственности обязательно подлежит пересмотру в экономически сложное время. Кризис, затронувший банковскую систему, требует особенной дальновидности.
Помощь государства необходима при работе с «проблемными» активами: идеальной была бы ситуация с выкупом его у банков. Количество судебных решений о реализации имущества, заложенного по кредитным договорам только увеличивается, о чем свидетельствует статистика Федеральной службы судебных приставов. В этой связи уместно было бы вести речь о проведении упрощенного порядка судебного рассмотрения споров, связанных с взысканием этой задолженности и обращением взыскания на имущество.
Банки привлекают средства простых граждан в формировании общей структуры своих ресурсов (доля значительна - в среднем до 40% от суммы пассивов), поэтому вопрос страхования банковского вклада следует постоянно пересматривать в сторону значительного увеличения. Агентство по страхованию вкладов признает основанием для выплат отзыв у коммерческого банка лицензии. Рассматриваемый проект обосновывает необходимость предоставления государством частным банкам капитала для приобретения неплатежеспособных банков и совершенствование процедуры реорганизации кредитных организаций и упрощение процедуры их банкротства в целом.
Громких дефолтов избежать удалось (в том числе и заслуга АСВ, исторически сохранившего часть функций АРКО), но ситуация с падением платежеспособности не преодолена. Банки испытывают потребность в межбанковских кредитах все сильнее. Для общего повышения капитализации регулятору предлагаются следующие меры:
введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка;
освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков;
снижение норматива достаточности капитала (Н1) до 8%;
увеличение соотношения капитала 2-ого уровня к капиталу 1-ого уровня с 50% до 100%;
пересмотр ограничения размера субординированных кредитов, учитываемых при расчете капитала с 15% от капитала на 01.10.08 до 50% от капитала на последнюю квартальную отчетную дату;
покупка государством пакетов привилегированных акций с фиксированным размером дивиденда.
Названные мероприятия смогут повысить спрос на продукцию для большего количества экономических субъектов, в целом заложить основу для экономического роста. Долгое время важной признается задача развития инфраструктуры. Безусловно, очевидна роль заемного капитала для предприятий. Обоснованием таких мер, как включение 30 - 50 крупнейших банков в программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов на конкурсной основе и покрытие обязательств перед банками тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты в результате кризиса, является необходимость расширения государственных гарантий.
Роль государства в части защиты граждан обоснована обычными рыночными критериями прибыльности, риска и ликвидности, которыми оперируют банки, выражающие свою социальную ответственность через спонсорство, а не через диалог с клиентом.
Центральный банк имеет объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере и может оперативно реагировать на локальные экономические процессы. Но стоит отметить парадоксы: до последнего времени доля кредитов Банка России в заемных средствах наших коммерческих банков составляла меньше процента, уступая иностранному капиталу. Ресурсный потенциал остро нуждается в источниках внутреннего рынка, которые можно обеспечить беззалоговыми кредитами ЦБ, законодательным закреплением возможности открытия безотзывных вкладов.
Все более важной функцией государства становится его позиция в оперативной выработке и реализации стабилизационных мер, которые обеспечат долгосрочное развитие, не будут носить лишь временный характер реставрации через прямые инвестиции. Формирование финансовой базы самими участниками экономических отношений затруднено, кредитование и государственное финансирование помогут решить текущие проблемы, устойчивость системы будет обеспечена за счет поправок в Федеральные законы, регламентирующие банковское дело, инструкций и положений Банка России.
***
Юлия Колесова,
Академия бюджета и казначейства Министерства финансов РФ
«Закония» в соц. сетях