Результаты опроса: Необходим ли перевод досудебного урегулирования споров и других сфер правосудия в цифру?

Да 77 55.00%
Нет 63 45.00%
Голосовавшие: 140. Вы ещё не голосовали в этом опросе

Старый 05.06.2019, 12:40   #1
аdmin
Администратор
 
Аватар для аdmin
 
Регистрация: 01.12.2008
Адрес: Россия / Москва и Московская обл. / Москва
Сообщений: 1,222
Благодарности: 0
Поблагодарили 193 раз(а) в 163 сообщениях

Обратиться по нику
Цитата выделенного
По умолчанию Медиация в цифре

Россия входит в мировой топ-10 по объемам и темпам роста рынка e-commerce. В 2018 году он составил почти 1,3 трлн рублей, треть из которого – трансграничная торговля. По прогнозам в ближайшие пять лет рынок российский электронной торговли вырастет втрое. Где торговля – там и споры. Роспотребнадзор отмечает ежегодный рост жалоб на интернет-магазины с 3,4 тыс. в 2012 году, до 8,7 тыс. в 2016. В основном жалуются на порядок возврата товара, срыв сроков доставки и отказ продавца идти на уступки. Если жаловались в ведомство, значит, мирным путём разойтись не удалось. Минюст РФ вышел с законодательной инициативой по созданию правовой основы досудебного онлайн-урегулирования споров.

Дисциплина хромает

Для соблюдения прав потребителей при дистанционной торговле с 2007 года в профильный закон включили отдельную статью 26, которая регулирует взаимоотношения между покупателем и интернет-магазином в российской юрисдикции. Но этого оказалось недостаточно: уровень клиентской удовлетворенности россиян при решении споров с зарубежными площадками составляет 92%, а с российскими – только 42%. Зарубежные компании отказывают клиентам в возврате продукции крайне редко, так как стараются соблюдать законодательство тех стран, с которыми работают. Добросовестные российские продавцы, в частности, Ассоциация компаний интернет-торговли и «Яндекс.Маркет» разработали собственные системы ОУС, за ними подтягиваются другие участники рынка. Но в целом, правовая дисциплина российских площадок оставляет желать лучшего. Видимо, из-за этого, а не только из-за цен, мимо российского бюджета каждый год проходит по $400 млн.

Добровольно не принудительно

Законопроект в отношении интернет-продавцов достаточно либерален. Обязательной ОУС может быть, только если досудебный порядок установлен договором с потребителем, и он с этим согласен. Остальное, как говорится, по вкусу и желанию. Потенциально круг потребительских споров, которые могут быть урегулированы с использованием процедур ОУС, не ограничен. В документе сформулированы базовые требования, важнейшими из которых являются законность и добросовестность сторон спора, беспристрастность независимых посредников в случае их привлечения. Прописаны также максимальные сроки предъявления требований покупателями и многое другое (подробнее с имеющимся в распоряжении редакции законопроектом можно ознакомиться тут).

Е-арбитраж?

Удивительное дело, но это тот случай, когда лидеры отечественного рынка электронной коммерции не только сами явились инициаторами создания систем онлайн-урегулирования споров, но и настаивают на более серьезных механизмах. В одобренной Минпромторгом стратегии АКИТ по развитию интернет-торговли в России предлагается создать для досудебного урегулирования споров с потребителями отдельный арбитражный орган. Такой, например, как действует в канадской провинции Британская Колумбия. Он разрешает споры по материальным требованиям до 5 тысяч долларов, а также вытекающие из совместного владения собственностью. Ведь пока организация ОУС проектом отдана на откуп самим интернет-торговцам, которые, в массе своей и так не слишком-то дисциплинированы. И учитывая добровольность ОУС, они попросту не будут заключать договоры. Может, тогда необходим контроль таких платформ со стороны государства? Например, лицензирование, либо разработка системы реагирования также в онлайн-режиме на жалобы и отстранение интернет-магазинов, не соответствующих стандартам – тот самый онлайн-арбитраж, первый шаг к цифровому правосудию.
__________________
http://www.zakonia.ru/
 
В Минюст Цитата Спасибо
Старый 06.06.2019, 17:08   #2
аdmin
Администратор
 
Аватар для аdmin
 
Регистрация: 01.12.2008
Адрес: Россия / Москва и Московская обл. / Москва
Сообщений: 1,222
Благодарности: 0
Поблагодарили 193 раз(а) в 163 сообщениях

Обратиться по нику
Цитата выделенного
По умолчанию

Аудиозапись радиоэфира
__________________
http://www.zakonia.ru/
 
В Минюст Цитата Спасибо
Старый 07.06.2019, 15:24   #3
Рубен Маркарьян
Администратор
 
Аватар для Рубен Маркарьян
 
Консультации онлайн Offline
 
Регистрация: 10.04.2009
Адрес: Россия / Москва и Московская обл. / Москва
Сообщений: 591
Благодарности: 7
Поблагодарили 296 раз(а) в 219 сообщениях

Обратиться по нику
Цитата выделенного
По умолчанию С развитием цифровых технологий того и гляди машины заменят юристов

Обороты олнайн-торговли в России достигают полутора миллиардов рублей, но при этом для наших граждан они напоминают лотерею. Того ли качества или размера поступит заказанный товар? В обычном магазине его можно для начала померить и просмотреть, а, если не подошёл, вернуть. На многих международных площадках онлай-системы досудебного урегулирования споров уже существуют. В одной из Канадских провинций с 2017 года для таких целей действует даже онлайн-арбитраж для договоров до 5 тысяч долларов.

Мы пока отстаём, но Министерство юстиции выступило с инициативой по созданию правовой основы онлайн-урегулирования споров. В электронном виде купили – в электронном виде и судимся. Очень удобно и в разы снижает затраты.

Но с другой стороны, я переживаю по поводу возможности потери работы из-за этого. Конечно, приятно сидеть у компьютера дома или на даче и в определенное время принять участие в разрешении споров как представитель стороны. Но такое представительство может осуществлять и компьютерная программа, машина, вот чего я боюсь.

В целом же, такой документ давно назрел. Некоторые наши площадки, не говоря уже о мировых лидерах рынка – китайских интернет-магазинах, такую систему у себя ввели, и это реально облегчает жизнь людей, повышает доверие к дистанционной торговле. Надеюсь, что внедрение системы повысит доверие и к электронной системе онлайн-урегулирования споров, как одной из первых ступеней цифрового правосудия. 


Дальше...
__________________
Относись к другому так же, как хочешь, чтоб относились к тебе...


Facebook Одноклассники ВКонтакте
 
В Минюст Цитата Спасибо
Старый 07.06.2019, 15:34   #4
Михаил Яценко
 
Аватар для Михаил Яценко
 
Исполнительный директор Национальной Ассоциации дистанционной торговли

Эксперт

Обратиться по нику
Цитата выделенного
По умолчанию На интернет-торговлю жалуются в 50 раз меньше, чем на обычную

Что из себя представляет российский рынок интернет-торговли? По сути, это один «Магнит». Сеть «Магнит» и есть основная часть дистанционной торговли страны. Говорить, что наш рынок электронной коммерции большой – преждевременно. У нас всего 4 онлайн-покупки в год на душу населения. В Китае – 25 покупок, в Японии – 30, в Европе эта цифра еще больше. Этот рынок у нас только начинает зарождаться. Расти за счет новых покупателей некуда – мы выбрали всю аудиторию Интернета. Дальнейший рост может быть достигнут только за счет частоты покупок. А это возможно только при росте качества сервиса, увеличения доверия потребителей. Те, кто это понял, сделали этот принцип своим конкурентным преимуществом.

Из уст Минпромторга не раз звучало, что на интернет-торговлю жалуются в 50 раз меньше, чем на обычную. В первую очередь потому, что закон достаточно надёжно обеспечивает права потребителей при покупке в онлайн. Любой товар может быть возвращен без объяснения причин, если он приобретен в Интернете. В магазинах оффлайн есть список товаров, не подлежащих обмену и возврату.
То, что государство озаботилось вопросом правового регулирования онлайн-урегулирования споров – неплохо. Но в других сферах мне не очень нравится то, как государство это реализует. 

Роспотребнадзор за 2017 год принял 11 тысяч жалоб, в то время как заказов на интернет-покупки было более полумиллиарда. Возможно, люди не видят смысла жаловаться. Но мы связываем спад числа жалоб с тем, что магазины сами начинают цивилизованно работать с потребителем, понимая, что потребитель – это их будущее. В этой сфере много составляющих, ахиллесовой пятой которых является доставка. На сроки больше всего и жалуются потребители. Жалоб на мошенничество становится все меньше. Продавец, который «достучался» до потребителя вряд ли будет рисковать своим именем. А потребитель может прекрасно проверить юридическое лицо на сайте nalog.ru. 


Дальше...
 
В Минюст Цитата Спасибо
Старый 07.06.2019, 16:41   #5
Дмитрий Козлов
 
Аватар для Дмитрий Козлов
 
Генеральный директор юридического агентства IQ Technology

Эксперт

Обратиться по нику
Цитата выделенного
По умолчанию Для эффективности онлайн-урегулирования споров оператор должен быть независимым

По предложенному Минюстом законопроекту о досудебном онлайн-урегулировании споров, достигнутое сторонами соглашение станет гражданско-правовой сделкой. Однако законопроект не исключает возможности, что покупатель может предъявить требования к продавцу в иной форме.

Сейчас урегулирование происходит для потребителя достаточно сложно: надо прочитать несколько форумов, составить досудебную претензию, в том числе, обратившись к юристу, направить её почтой, ждать ответа. В случае действия платформы онлайн-урегулирования споров ожидается улучшение взаимодействия сторон в области защиты прав потребителей. Будут сокращены сроки и финансовые издержки, как для продавцов, так и для покупателей.

Законопроектом предусмотрена добровольность организации платформы онлайн-урегулирования споров для организаций интернет-торговли. На мой взгляд, эффективность повысит независимость операторов. Хоть в законопроекте и сказано о добросовестности, беспристрастности, но операторами платформы могут быть сами продавцы, а в таком случае, они пристрастны.
Также необходимо наделить операторов функцией определения законности и правомерности требований, чтобы оператор выступал скорее в роли эксперта, определяя, кто прав, а кто виноват. В предложенном же законопроекте оператор выступает в роли посредника и позволяет лишь обмениваться сообщениями покупателям и продавцам. 


Дальше...
 
В Минюст Цитата Спасибо
Старый 07.06.2019, 16:54   #6
Нурида Ибрагимова
 
Аватар для Нурида Ибрагимова
 
руководитель кадровой службы

юрист Национальной юридической службы

Эксперт

Обратиться по нику
Цитата выделенного
По умолчанию Покупатели не отстаивают свои права, потому, что не хотят связываться

Отстаивание прав своих прав потребителю при интернет-покупках, даже рассматривая несложные потребительские споры, занимает три-четыре месяца как минимум. Это если нет судебной экспертизы, которая может длиться еще месяца три. Разумеется, это и расходы на представителей, если человек сам не может ходить по инстанциям и присутствовать в суде. Чаще всего претензии высказываются на необоснованный отказ или спорные моменты, когда изготовители или продавцы отказывают в удовлетворении требований покупателя.

Поэтому, когда речь идет о недорогих покупках, люди просто не хотят связываться и доказывать свою правоту, опускают руки. Недобросовестные продавцы именно на это и рассчитывают.

Законопроект Министерства юстиции о системе онлайн-урегулирования споров неплох как базовая площадка, но его еще надо дорабатывать. Есть много пробелов, которые необходимо заполнить.  


Дальше...
 
В Минюст Цитата Спасибо


Быстрый ответ

Сообщение:
Опции

Опции темы

Ваши права в разделе